Возврат на главную страницу

Тракторный завод в столярной мастерской

30 Окт, 2010 13:28
Нынешним летом задумал я сделать прицепные грабли для своего мотоблока, в моей мастерской не оказалось сверла большого размера, пошел одолжить инструмент к соседу - Николаю Тимофеевичу. Разговорились о продвижении своих проектов. Он показывал, что удалось ему сделать за время, которое мы не виделись. Тетя Феня, его супруга, занималась во дворе своими делами. Прислушавшись к нашему разговору, она неожиданно в него вcтупила. «Эвот посмотри, Виктор» - обратилась она ко мне: «По всёй ограде и в гараже одне железы. И таскат, и таскат их, ишо на пенсию на свою их куплят. Эвот-де кабину за 200 рублей купил! Низнай, нашто она ему?!» В голосе ее не было возмущения или негодования о котором можно подумать, читая записанный на бумаге текст. Так часто бывает, когда по тексту одно, а по интонациям другое читается. Скорее в голосе слышались нотки гордости за своего умельца-труженника, и за себя, как мудрого экономиста, финансировавшего, хотя и без энтузиазма, его проекты.
Прикреплённые файлы:
30 Окт, 2010 14:03
Николай Тимофеевич Плюснин родился в 1932 году, в большой крестьянской семье. Шестеро детей осталось на попечении матери, когда отец ушел на фронт. Старшему брату было всего 14 лет, младшей сестренке 4 года. Война сплющила детство его поколения недетскими заботами, до узкой полоски шириной меньше 10 лет, заставила с юных лет думать о хлебе насущном. По крайней бедности, учиться довелось мало. Не было обуви и одежды, чтобы ходить в школу. После 3 класса больше не учился. Работал подпаском. Потом стал пасти колхозный табуны лошадей самостоятельно. Вспоминает, что повестку в армию ему вручили прямо «на рабочем месте».
В армии ему, привычному работать на тяжелых колхозных работах от зари до зари, показалось легко. Кормили хорошо. Ему открылся мир – Владивосток, Камчатка, Сахалин. Годы службы вспоминает с заметной приятностью. Больше ему не довелось совершать таких дальних путешествий.
После демобилизации вернулся в колхоз, другого пути с 3 классами он и не представлял.
Научился делать сани, телеги, колеса короба (это такие кузова для телег и саней), удовлетворяя потребность колхоза в этих изделиях. Плотничал. Строил и ремонтировал колхозные фермы, помогал людям строить дома, амбары, бани, гаражи и так до пенсии. За этот период редкий дом в Малом Куналее строился без его участия. Он безропотно делал то, что умел делать лучше других, а душа рвалась к технике. С завистью смотрел на механизаторов. Но не кататься ему хотелось, а понять технику, разобраться, проникнуть в ее таинственные отсеки. Особенно его внимание привлекали трактора, эти деревенские трудяги, редко блистающие парадной чистотой. В недрах сознания, изредка вспыхивала фантастическая мысль: «Вот бы мне трактор». Он делал попытку поступить учиться на механизатора, но из-за отсутствия документа об образовании, принят не был. Когда он рассказывал об этом эпизоде своей биографии, его негромкий голос изменился, выдавая нахлынувшее волнение и обиду, а глаза цвета чистого июльского полуденного неба, стали совершенно по-детски беззащитными. «Мне всегда хотелось учиться, да не пришлось» - застенчиво и как бы оправдываясь, завершил он эту тему.
Выход на пенсию совпал по времени с началом развала колхозов. «Победа», как и другие колхозы держался на плаву благодаря дешевой рабочей силе, закаленного трудолюбивого и удивительно неприхотливого поколения 30-40 годов, да поддержки государства, которое тоже развалилось на несколько лет раньше. Иссякли источники финансирования. Зарплату не платили. Механизаторам нужно было кормить семьи. И самые здоровые, активные и опытные из них пошли на сторонние заработки, кто «таксовать», кто в лес промышлять, кто в фермеры оформляться. Колхозная изношенная до предела техника осиротела. Предприимчивые люди увозили останки автомобилей, тракторов и другой сельхозтехники на металлолом. Первыми это начали делать сами колхозы, пытаясь на вырученные за металл деньги погасить накопившиеся долги по зарплате, или купить ГСМ для текущих полевых работ. Все делалось наспех. Площадки, на которых раньше стояла техника, были усеяны мелкими малопривлекательными для заготовителей лома деталями и покалеченными агрегатами.
В фантазиях о тракторе появился глагол. Мысль вызрела и обрела лаконичную форму – «Буду делать трактор».
Приглядываясь к безхозной мелочи он стал отбирать то, что могло бы пригодиться в осуществлении его замысла.
Те, кто промышлял сдачей металла стали забегать к Николаю Тимофеевичу, некоторые отдавая железки бесплатно, выражая этим поддержку умельцу, некоторые запрашивая цену в разы превышающие цену лома. Он покупал, потому что в ценах он вообще не ориентируется. На его натруженных руках, среди многочисленных мозолей и мелких травматических рубцов не отыщется даже маленькой потертости от денег. Он и в магазины-то ходит только по большой необходимости, когда хозяйка прихворнет и попросит его об этом.
Трактор Николай Тимофеевич сделал и не один - четыре! Если сказать, что это стоило больших трудов, то это совершенно не отразит сущности. Сложно в это сегодня поверить, но у него нет электроинструмента. Я спросил, почему? Он плавно качнул рукой сверху вниз, как бы аккуратно отклоняя тонкую ветку кустарника, сказал – «Привозил мне зять дрель, да сгорела она за один день – слабая, сверла у меня толстые, она сразу греться начинает. Ее остужать надо дольше, чем работать, одна морока».
На его «заводе» все пилится, режется, сверлится, обтачивается вручную!!! Я вспотел когда увидел, как он ручной слесарной пилкой распиливал щечку коленчатого вала от пускового двигателя диаметром около 150 мм, отделяя от неё блин толщиной в 1см. Многие из нас за всю жизнь не перепилили вручную и одной десятой доли от площади этого реза, а в его новом проекте таких деталей требуется две. Все своими руками, за исключением сварных узлов и токарных работ, количество которых для удешевления проекта, минимизируется.

Двигатели на всех тракторах разные, общее у них одно – все они очень старые и обошлись мастеру не дешево:
На Т1, 2-х тактный от мотороллера «Муравей»;
На Т2, 4-х тактный одноцилиндровый ЗИД, в 40-50 годы такие двигатели работали на колхозных зерновых складах и электрогенераторах в клубах и школах;
На Т3, более мощный двухцилиндровый ЗИД;
На Т4, от автомобиля «Волга».
На тракторах своих создатель косит, возит солому, сено, дрова, картофель. Помогает этой техникой родственникам и соседям. Вот и в эту осень его трактор пригодился на уборке картофеля.
Мой герой невысокого роста, но все что он строит имеет внушительные размеры: и дом, и хоз.постройки, и трактора, и даже инструмент, которым он трудит. Его ручная дрель, ее правильнее назвать станком, изготовлена из редуктора от комбайна и вместе с креплением и вертикальными санками имеет вес килограммов 100, внушительные размеры имеет и точильный камень, так же оснащенный массивным редуктором. Ручной подъемный кран с помощью которого, он в одиночку выкопал единственный на всей улице колодец - конструкция весом около 2 тонн. Колодцы на этой улице не копают из за большой глубины и гранитных плит в грунте. Николай Тимофеевич преодолел преграды.
30 Окт, 2010 14:09
Размышляя о жизни своего доброго соседа подумал – счастливый Николай Тимофеевич человек, на его долю выпало столько открытий. Все, что мы узнали из учебников, да от учителей, он постиг сам, своими неустанными руками и пытливым умом! Он открыл для себя: и законы механики, и основы электротехники, и расчеты передаточных отношений в трансмиссиях, и способы обработки материалов...
Если бы такие энтузиасты работали в отечественном автопроме, наверное, модельный ряд их продукции обновлялся бы не один раз за несколько десятилетий, а несколько раз в год.
А еще подумалось, не было у человека в детстве игрушек, да и было оно обидно коротким, а теперь он может себе позволить, как ребенок, заниматься тем, чем хочет.
Весь деревообрабатывающий инструмент Николай Тимофеевич с глаз убрал. В его бывшей столярной мастерской теперь тракторный завод – царство металла. Я в шутку называю его двор - МТС (Машинно-тракторная станция), было в советские времена такое предприятие в Малом Куналее.
Я уверен, трактор Т5 обязательно будет лучше, удобнее, маневреннее, экономичнее своих предшественников. В новой конструкции учтены результаты испытаний предыдущих моделей в реальных хозяйственных делах. В чертежи, которые мастер создает и хранит только в своей памяти, внесены соответствующие поправки. Работы начаты. Николай Тимофеевич полон творческих идей.
Прикреплённые файлы:
01 Ноя, 2010 14:10
Николаю Тимофеевичу - кланяюсь низко, с уважением и доброй завистью. А Виктору - огромное спасибо за тёплый рассказ о хорошем человеке!

Всем доброго здоровья!

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.