Возврат на главную страницу

Вопросы по истории Бичуры (конец 19, начало 20 в.)

18 Июн, 2013 15:07
Юлия,Ваши поиски достойны похвалы!
Дмитрий Анатольевич,дайте человеку коородинаты Нелли Дмитриевны!У неё же (Н.Д.) много чего интересного,надо полагать, для Юлии есть!

Юлия,объясняю.Нелли Дмитриевна Коробенкова -- лучший,краевед района.Если уж ОНА что-то в архивах не нашла... поищите вместе.

А Ваши поиски - интернетные или лично-архивные?Ну,то есть,сами в архивах "копались"?Елань и Бичура никогда и не пытались "слиться воедино"(далековато).Это Елань "по-казачему" какое-то время была "начальницей" над Бичурой.
Я не спец в этом вопросе,с любопытством буду следить за "расследованиями"!
18 Июн, 2013 16:34
Я буду очень рада пообщаться с Нелли Дмитриевной!

Потому что совсем не верю, что нет никакой информации по Бичурской волости! (имею ввиду переписи и списки жителей). Архивы Читы и Улан-Удэ год назад ответили, что не обладают информацией по Бичурской волости.

Я пишу запросы в архивы. Архив Читы год назад поставил мой запрос по ссыльным в очередь. Сейчас, через год, мой запрос 51-ый в очереди. То есть дело до него дойдет, наверное, года через 2.

Архив Улан-Удэ отвечает быстрее. Вот как раз сейчас формулирую запрос им. Поэтому ищу максимум информации.

Год назад я думала, что "ссыльный" - это уже тупик в информации. А сейчас осознаю, что как раз нет -- ссыльные учитывались очень строго. Им выплачивали регулярно какие-то деньги. Более того, сын ссыльного тоже считался ссыльным, а вот третье поколение (то есть внуки) уже становились просто крестьянами.

После 1870 года все судимости учитывались в Ведомостях справок о судимости. Их можно посмотреть в интернете. Но доступны не все книги. Это если вдруг кто-то ищет своих предков-ссыльных.
22 Июн, 2013 14:46
Юля, ничего удивительного нет. Старая Бичура отнесена в то время к Еланской волости в силу того, что её население составляли сибиряки, а не семейские, и это был приход православной Еланской Богородице-Введенской церкви (мы уже упоминали на этой странице о священнике-миссионере Миловидове Александре Константиновиче). А старообрядческая Бичура именовалась в то время Новобичурой Бичурской волости. Т.е., получается, что приход определял и административное деление поселений. В стат. справочниках того времени это именно так. А почему иногда Старая Бичура не прописана, то это от ничтожности населения сибиряков, их, по разным сведениям, до 100 человек обоего пола. Что касается Нелли Дмитриевны, пишите, я передам.

Всем доброго здоровья!

22 Июн, 2013 16:11
Дмитрий, мне было удивительно, что селения были отнесены к разным волостям... Лично для меня этот факт был "новостью" :-)).

Мне-то важно знать про своего ссыльного Кузьму Агапова. Его как ссыльного поселенца причислили к Еланской волости или к Бичурской. То есть раньше я искала только по Бичурской. А теперь осознала, что надо еще искать по Еланской. По статистике в нужные годы есть причисления ссыльных и к Бичурской волости, и к Еланской (я думаю, что он причислен примерно в период с 1870 до 1875).

А административно, наоборот, если менялась административная принадлежность, то менялся и приход. В европейской части России именно такая последовательность. Приход вторичен. Но вот в Забайкалье не знаю, всякое могло быть.

Напишу Вам в почту для Нелли Дмитриевны.
17 Июл, 2013 03:40
Возможно, эти записи будут полезны потомкам:

[b:6811a0a0f1]Метрическая книга Бичурской Успенской церкви 1903 год [/b:6811a0a0f1]

[b:6811a0a0f1]Венчания[/b:6811a0a0f1]

15 сентября 1903. Крестьянин Бичурского селения [b:6811a0a0f1]Феоктист Васильев Ткачев[/b:6811a0a0f1] православный единоверец первым браком 28 лет и крестьянская дочь Бичурского селения[b:6811a0a0f1] Ксения Евстафьева Шварова[/b:6811a0a0f1] дивица, православная единоверка первым браком 23 года.
Поручители по жениху [b:6811a0a0f1]Иван Никифоров, Константин Филатов Ткачевы[/b:6811a0a0f1]. По невесте [b:6811a0a0f1]Филат Иванов Ткачев, Созант Минаев Степанов[/b:6811a0a0f1].

31 октября 1903. Крестьянин Бичурского селения[b:6811a0a0f1] Константин Феофеофилактов ТКАЧЕВ[/b:6811a0a0f1] православный единоверец первым браком 24 года и дочь крестьянина Нижненарымской волости Доложинского селения [b:6811a0a0f1]Екатерина Кириллова КЛИМОВА[/b:6811a0a0f1] православная единоверка первым браком 24 года

Крещения

12-14 октября 1903, [b:6811a0a0f1]Иоанн[/b:6811a0a0f1], родители крестьянин Нижненарымской волости Доложинского селения Верхнеудинского уезда [b:6811a0a0f1]Истифор Алексеев Моисеев, его жена Стефанида Антонова[/b:6811a0a0f1], оба православные.

26-28 октября 1903, [b:6811a0a0f1]Козьма[/b:6811a0a0f1], родители крестьянин Еланской волости Старо-Бичурского селения[b:6811a0a0f1] Стефан Яковлев Савельев, его законная жена Анна Гавриилова[/b:6811a0a0f1], оба православные.
13 Ноя, 2013 02:48
Моя статья о пароходе "Маршал Чойбалсан" была опубликована в газете "Бичурский хлебороб" и в журнале "Мир Байкала" №4(36) за декабрь 2012 г. Однако с течением времени выясняется, что её мало кто прочитал, видимо печатные СМИ у нас постепенно отходят в прошлое. Решил сегодня размместить статью на форуме. Кроме этого, есть текст научной работы по пароходу, которую мы с Романом возили на "Шаг в будущее". Если кому интересно, можно выложить.


[b:35c906194b] Добрыня
Мой белый пароход[/b:35c906194b]

Я открыл глаза, было раннее летнее утро. В каюте играли солнечные зайчики. Они сбегались и разбегались, чтобы сойтись в белое пятно на крашеном потолке. Я встал на узкой корабельной кушетке и глянул в иллюминатор. Зеленая волна, искрясь, набегала на стекло, омывала его и опадала вниз. На палубе, кроме Славки, подростка лет 13, никого не было; но и он, постояв в задумчивости, и как бы от нечего делать, разбежался и нырнул в зеленую воду Чикоя. Пароход был белым: его надстройки, стены кают, мостик, ограждения были окрашены белой краской. Спустя 50 лет я увидел остатки этой краски лишь на створках иллюминаторов, где в пазах застряли осколки полуторасантиметровой толщины зеленоватого стекла. Было мне тогда лет шесть или семь, и долгие годы образ белого парохода сопровождал меня в воспоминаниях.
Мысль рассказать о «Чойбалсане» стала навещать меня всё чаще и чаще. А что рассказывать? Детские впечатления – как испорченный диафильм, с отдельно сохранившимися кадрами. Но образ белого парохода догонял меня во снах и наяву, и я решил: надо разыскать о нем всё, что можно. Первыми помощниками в розысках мне стали жители окрестных сел, где когда-то ходил пароход.
Николай Нимаевич Гомбоев: «Да, конечно, помню Чойбалсана! Я тогда молодым был, только пришел из армии, работал в Харлунской школе учителем начальных классов. Когда к причалу приходил пароход, звучала музыка, мы бегали туда на танцы….»
Смородников Филарет Антонович: «Красивый был пароход! У нас на Береговой тогда молочно-товарная ферма была, на 450 коров, я работал заведующим, под моим началом были двенадцать доярок и шесть пастухов. А пароход ходил по реке до села Чикой, где в то время был кожевенный завод, возил уголь, бензин, солярку. Обратно отгружали с пристани «Заготзерно» мешки с зерном. Таскал «Чойбалсан» и земснаряд, который углублял дно реки. Бывало идет, гудит, капитан громко командует в рупор…»
Перевалов Иван Алексеевич: «Большой был пароход, двухпалубный, с боковыми колёсами, ходил по расписанию раз в неделю, я на нём плавал в Улан-Удэ, доходил до города за восемь часов!»
На мой вопрос: «Нет ли у вас случайно фотографии парохода? - Иван Васильевич покачал головой отрицательно, но потом вдруг сказал - да ты сфотографируй его!»
- Как сфотографируй?
- А вот и сфотографируй, он там и стоит!
- Где стоит?
- Дак там, в протоке…

[b:35c906194b]Туфоблочный[/b:35c906194b]
В конце 50-х годов Министерством топливной промышленности Бурятской АССР Бичурскому райтопу, которым руководил мой отец, было поручено строительство на берегу реки Чикой туфоблочного завода, продукцию которого предстояло использовать на строительстве объектов сельского хозяйства республики. Кроме этого, планировалось строить из туфоблоков и жилые дома, в основном, двухквартирные. Материал для производства находился рядом – потухший вулкан Кумын оставил в окрестностях села Береговая, что в юго-западной части Бичурского района, немало окаменевшего пепла – туфа. Завод основали на берегу Чикоя, выстроили главный корпус, где было установлено основное производственное оборудование. Технология была проста: туф добывали взрывным методом и подвозили к заводу грузовиками - самосвалами. Легкий и податливый камень измельчали и перемешивали с цементным раствором, а затем из полученной массы формовали строительные блоки, которые перед просушкой пропаривали. Для проживания рабочих завода планировалось строить двухквартирные дома, однако наводнение 1960 года разрушило планы строителей: завод был подтоплен, оборудование и материалы частично испорчены. Было принято решение перенести завод на высокий песчаный берег Чикоя, на расстояние одного километра от берега. В сосновом бору были вновь возведены производственные цеха, гаражи. Для рабочих начали строить общежитие. Для их временного размещения от пристани Харлун (нефтебаза) пришел пароход «Маршал Чойбалсан», который к тому времени был списан с баланса Селенгинского речного пароходства. Корабль пришвартовали в устье Жилкиной протоки, он был идеальным общежитием на 30 человек – гостиница на воде! Там было отопление, камбуз, оборудовали столовую. В один из июльских дней и заночевали мы с отцом на «Чойбалсане»….
[b:35c906194b][size=1[/b:35c906194b]8]Добрыня[/size]
1883 год. Усолье. Яков Андреевич Немчинов довольно потирал руки: новенький железный пароход-буксир, сделав круг у пристани усольских судостроительных мастерских, пришвартовался к пирсу. Гремел оркестр, пенилось шампанское, влиятельный люд наперебой поздравлял уже не молодого, но еще могучего именитого купца с очередным достижением. И не так много прибыло к 17-миллионному состоянию Якова Андреевича, подумаешь, паровой буксир, а перспективы открывало необыкновенные. Обогнуть Байкал по хребтам да урочищам многочисленным обозам с товарами было весьма затруднительно, особо в распутицу и непогоду. А пароходы, хотя и несовершенны еще, но уже составили крепкую конкуренцию судам парусным; и хоть рискнул Андреевич, да чует, за ними будущее. А заодно и решится проблема с доставкой груза к многочисленным северным золотым приискам Якова Андреевича и его семьи….
Известный своими успехами в деле сибирской торговли сын тарского мещанина, советник коммерции Немчинов Яков Андреевич считался самым богатым человеком Сибири и слыл щедрым меценатом. Он и его многочисленная семья финансировали строительство сиропитательных домов (детских приютов), больниц, церквей, занимались благоустройством городских улиц и парков, на долевых началах ремонтировали театры. Щедрая душа, Яков Андреевич мог назначить такую зарплату простому учителю, какая иному чиновнику высокого ранга не снилась. Занимаясь меценатством, не забывал и о деле: железный буксир «Добрыня» был его первенцем, и благословлённый в Усолье, с легкой руки Якова Андреевича, прослужил долго и с великой пользой для России.

[b:35c906194b]Бурлак, речной труженик[/b:35c906194b]
В 1908 году буксир «Добрыня» был серьёзно модернизирован: ему наварили корпус и поставили вместо шведской Моталы новую паровую машину Сормовского завода мощностью в 160 л.с. Корабль стал грузопассажирским, мог перевозить 12 пассажиров первого класса, 12 – второго и 20 – третьего класса. Новый владелец - «Байкальское пароходство» переименовало пароход в «Серафим», и он стал трудиться на реке Селенге. Но грянула революция, и 28 января 1918 года «Серафим» был национализирован, получив новое пролетарское имя - «Бурлак». Но уже через полгода «Бурлак» отбит у красных белогвардейцами и возвращен прежнему владельцу, которому прослужил до 1920 года, затем снова отбит и передан Главводу. Последующие годы были годами непрерывного труда: пароход «тянул лямку» на водных магистралях Бурятии, в основном перевозил грузы и пассажиров по рекам Чикою и Селенге. В Национальном архиве РБ хранятся ежедневные навигационные справки - «Дислокациия флота селенгинского бассейна», где отражены сведения о местонахождении пароходов в различные моменты навигации. Читаю справки по «Бурлаку»: «2 октября 1935 года. Селенга (Монголия); 5 октября. Выше Усть Кяхты – с баржей № 35; 7 октября. Улан-Удэ, ремонт; 9 октября: Сухэ Батор, перевозка гравия; 10 октября – перестановка барж; 11 октября – маневровые работы….» Сказываются и годы непрерывной работы на воде: пароход всё чаще и чаще становится на ремонт. Похоже, что старичок тянет из последних сил: план навигационных работ в 1937 году выполнен на 82%. При плане 4014 «совершенных груженых силорейсов» выполнено всего 3290. Но до списания пароходу с такой продолжительной трудовой биографией предстоит трудиться еще 20 лет!
После кончины маршала Х. Чойбалсана в январе 1952 года «Бурлак» получил свое новое, и последнее имя - «Маршал Чойбалсан». Однако в истории с именами бывшего Добрыни не так всё просто. Мне удалось найти человека, который работал на пароходе в 1949 году. Самойлов Георгий Максимович пришел на пароход отрабатывать практику по окончанию ремесленного училища речного флота в Улан-Удэ; он рассказал много интересного, но, более всего, удивило его сообщение о том, что «Маршал Чойбалсан» до 1952 года был… «Валерием Чкаловым»! Но это - задача для новых поисков.

[b:35c906194b]Возвращение[/b:35c906194b]
Я вернулся на пароход полвека спустя, в солнечный октябрьский день. По Чикою шла шуга, а протока, приютившая «Маршала Чойбалсана» покрылась льдом. Я подошел к носу корабля и прижал ладони к ржавому борту. Пароход был тёплым. Осевший в песок, он стоял прямо и гордо, как моряк, погибший стоя.
[b:35c906194b]На вечном приколе[/b:35c906194b]
Вопреки сухой архивной строчке «Списан в 1958 году на реке Чикой, как «Маршал Чойбалсан» и разобран в 1962 году», пароход с почти столетней историей был просто оставлен на произвол судьбы и заброшен. Фактически, от него остался только корпус, да и тот в области кормы частично утрачен. Наводнения на Чикое спасли остов корабля от черных металлоискателей, заполнив его почти полностью песком и илом. На корпусе хорошо просматривается вся история жизни корабля. Вот старинная клёпка, вероятно, еще от «Добрыни», а вот наваренные листы со следами иллюминаторов – следы более поздней реконструкции судна. На мои запросы по истории парохода отозвался уроженец Бурятии, журналист, писатель Ю.В. Ведерников, вот строчки из его письма: «Пароход-трудяга... С реальной трудовой и боевой биографией... Его сохранение (даже в современном формате) - есть чудо.
Восстановить, безусловно - просто проблематично, из области "сказок".
НО:
- это памятник истории и культуры, который должен быть включен в соответствующий реестр (невесть какая защита, но Бог даст это избавит его от дальнейшего разграбления);
- недурно было бы поставить рядом с ним простой памятный знак... Чтобы знали и помнили... Опять же местным детишкам урок…»
Много ли подобных пароходов-ветеранов дожило до наших дней? Увы, немного, это известные нам байкальский паровой ледокол «Ангара» и пароход-музей «Святитель Николай» в Красноярске. Если у первых двух судьба сложилась счастливо, и они продолжают служить людям, то судьба третьего в списке, и самого старшего – печальна. Не удержусь от риторического вопроса: найдется ли в наше время сила и воля, способная поднять и восстановить историческую реликвию и определить её на постоянную и почетную стоянку где-нибудь в достойном месте?
Д. Андронов, Бичура.

Всем доброго здоровья!

13 Ноя, 2013 03:00
В дополнение:
Прикреплённые файлы:

Всем доброго здоровья!

19 Ноя, 2013 06:31

Цитировано:

мало кто прочитал

Это про меня, спасибо, прочитал с удовольствием.

Цитировано:

Если кому интересно, можно выложить.

Мне интересно smile
20 Ноя, 2013 06:24
Статью в БХ читал в момент выхода. Для меня она оказалась интересной. С удовольствием перечитал на сайте. Увидел то, чего не заметил в первоначальном варианте. - Это важный краеведческий материал! Но хочу уточнить один момент, Дмитрий: суда становятся на ремонт, как правило, не потому, что они неисправны (так вытекает из текста), а потому, что это предусмотрено реламентами, сроками эксплуатации и другими требованиями надзорных органов. Идею превратить корпус судна в своеобразный музей (муниципальный или ведомственный) можно только поддержать. Обеими руками "ЗА"! Однако под силу ли это бюджетам района или пароходства, даже объединенным? Район точно не потянет. Может быть, найдутся меценаты, такие же, как первый владелец парохода, неравнодушные к прошлому, настоящему и будущему родных мест? Пока судно окончательно не порезали...

Давай с тобой, ЗЕМЛЯК, поговорим...

27 Мар, 2017 05:58

Газета "Ленинский путь"

Недавно сотрудникам Центральной библиотеки довелось прикоснуться к историческим документам, которые сохранились благодаря истинным патриотам своего края. Эти документы – районная газета «Ленинский путь» за 1938 и 1942 гг.

Удивительно, что в тяжёлое военное время газета выходила регулярно.

Поразило и то, что все жители района активно участвовали в сборе средств на приобретение военной техники, даже есть фамилии школьниц, которые выделили по 7- 8 копеек из своего школьного обеда, а также напечатаны имена тех, кто пожертвовал наиболее существенные суммы 100 – 200 рублей. Например, запомнилось имя: Петров Кузьма (сдал 200 рублей). Думала, что это Кузьма Дмитриевич, проживающий когда-то по Коммунистической улице, а расспросив его дочь Нину Кузьминичну, выяснила, что когда шёл сбор средств, он был на фронте. Оказывается, все колхозники участвовали в сборе денег на самолёт для лётчика В.Е.Петрова, а не один Ермолай Логинович Петров (председатель  колхоза), как утверждали некоторые печатные источники.

 Сохранились обращения красноармейцев с переднего края фронта к землякам. (Учителя могли бы организовать исследовательскую работу с учениками с целью узнать дальнейшую судьбу этих людей).

Очень удивило и то, что колхозов в районе было много, примерно 15: колхоз им. Крумина – Билютайского сельского совета, «Новый мир» - Краснопосельского с/с, им. Куренкова – Окино-Ключевского с/с, «Борец Октября» - Узко-Лугского с/с и др. Газета периодически публиковала данные по сдаче хлеба государству и надоям молока. (Крумилин, Куренков – это кто, какими делами прославились? Ещё одна тема для изучения учащимися).

Отражалась и жизнь самих колхозников (самогоноварение). Много критики в адрес нерадивых избачей и колхозников, у которых заработано мало трудодней (названы фамилии), о «ненадлежащем» санитарном состоянии некоторых детских учреждений и др.

А что мы узнали из газет за 1938 год?

В №54 за 25 октября есть заметка о встрече жителей  г.Улан-Удэ с легендарным экипажем лётчиц В.Гризодубовой, П.Осипенко и М.Расковой.

В №51 за 8 октября очень резко критикуют заведующую библиотекой Артамонову.

А в № 49 хвалят примерного зав. Красным уголком Куликова Василия Яковлевича.

В № 47 за 17 сентября опубликовано письмо красноармейца Утенкова Тараса Сафоновича. Кроме этого, описаны эпизоды героических боёв летчиков Приморской армии лейтенанта Куклина Ивана и Гаврилова у озера Хасан.

В №40 за 10 августа есть любопытная заметка «Быть наготове и отражать врага» - резолюция митинга рабочих и служащих МТС.

Учителя-историки, ищущие темы для исследовательских работ, где вы?

А здорово было бы оцифровать «Ленинский путь»! В библиотеке нет такой возможности. Пытались фотографировать… Есть ещё подшивка за 1935 год, но мы пока её не видели.

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.