Возврат на главную страницу

Бичурские обычаи, праздники, традиции. Как они сохраняются.

14 Июл, 2014 03:25
Никогда не слышал ни мотива этой песни, ни её слов (прочел на сайте), но эти понятные в общем-то слова чем-то «оцарапали» и то ли диктуют, то ли просят совершить не совсем понятный обряд:
[color=green:c6203da3d4]«[b:c6203da3d4]На Загане брось монету,
Загадай желание»…[/b:c6203da3d4][/color:c6203da3d4]
Кто-нибудь сможет объяснить, [size=18:c6203da3d4]как, когда и почему[/size:c6203da3d4] он проник в бичурские обычаи и привился в них?

Давай с тобой, ЗЕМЛЯК, поговорим...

16 Июл, 2014 05:51
«На Загане брось монету,
Загадай желание»… - слова популярной в Бичуре песни А. С. Утенкова. Переваливая Заган, многие, действительно, так и делают, бросают монету. Не уверен, что все загадывают желание, но дальнейшее путешествие должно быть успешным и безопасным. Как-то мы уже писали о взаимном проникновении культур русского и бурятского народа. Так вот, задобрить духов у бурят необходимо на "бурхане". Таковыми являются наиболее высокие места в окрестностях: перевалы, сопки, старые мощные деревья, а также родники. Задобрить духа можно разными способами. При мне это делалось сотни раз, причем духи получали весьма разные приношения: конфету, кусочек хлеба, сигарету, спичку, монету.Однажды, уважаемый в Бичуре человек (родом из семейских), изорвав носовой плоток, повязал лоскутки на дерево. Если есть время и возможность, можно "побрызгать". Это значит выпить водки, капнуть духам, что должно способствовать удаче. Таксист, весьма скоро мчавшийся в столицу солнечной Бурятии, "на скаку", приопустив стекло своей брички, небрежно метнул мелочь на обочину. Духа необходимо задобрить непосредственно в окрестностях своего дома, где он наиболее силён, делать это вдали от родных мест бессмысленно. Заметил, что в последнее время святые бугры стали местом паломничества "остронуждающихся", которые за день набирают мелочью кто на хлеб , кто на родимую. Примечательна в моей памяти и сценка, свидетелем которой стал в маршрутке Бичура-Улан-Удэ, когда на просьбу весьма богообразной старушенции бросить в открытое окно протянутую мелочь, пожилой человек посоветовал лучше перекреститься. Бабулька смущенно молвила, что я, мол , это...Богу....Так что всё в этой традиции переплелось, и религиозный обряд приношений божествам и суеверия и современные традиции. Но, несомненно, традиции эти не агрессивны и имеют целью пожелать добра, сохранить себя и близких в длительном путешествии. Традиции сильны на огромной территории Иркутской области, Забайкалья, Монголии, и, как сказывают, в Тибете.

Всем доброго здоровья!

18 Июл, 2014 06:58
Спасибо за информацию, Дмитрий! В общих чертах я знаком с природой бурятского обычая, а твои дополнения заставляют продолжить поиски ответов на вопросы, как и почему он превратился в бичурский. Есть у меня некоторые предположения… Не совсем лестные для нас. Их бы придержать при себе, но не могу не поделиться ими с земляками. Если кто-нибудь не захочет соглашаться со мной и покажет, что заблуждаюсь, буду рад признать свои ошибки.
Такой обычай можно назвать красивым, но мало кто будет спорить, что это один из видов жертвоприношения. Он относительно молод для бичурских, вошел в их жизнь и утвердился в ней на памяти еще не ушедшего поколения. Начало ему, вероятно, положили призывники. Об одном из первых эпизодов его рождения упоминала Н. Тюрюханова в рассказе о своем отце, нашем учителе и директоре школы Гаврииле Григорьевиче. Помните: отправляясь на фронт, они на Загане закопали деньги с условием, что их откопают те, кто вернется живыми?! Хочу привлечь внимание: в тот момент они не стремились задобрить духов, принести им какую-то жертву - они знали что их берегут и хранят молитвы матери, нательный крестик да низкий поклон, каким они попрощались с родным домом. Но они не знали, кому из них уготовано судьбой вернуться, а кому - остаться на чужих полях, и своим поступком хотели помочь тем, кто останется в живых... Согласен, что это тоже жертва, но она имеет иную природу, чем обычай бросить монету… Со временем обычай стал меняться, и призывники, перевалив через Заган, прощались с гражданской жизнью на последнем привале перед неизвестностью. На поляне у ручья, где сейчас оборудован столик для отдыхающих, из трехдневного запаса, обязательного в дорогу призывника, извлекалось все, что успели положить мать, отец, подруга, - это и пироги, и тарки, и шматок сала, и огурчики… Конечно, всегда находилось то, что сопровождается солеными огурчиками… Общее пиршество продолжалось не менее двух часов. А потом – дорога уже не казалась длинной. Длинной была служба!

Давай с тобой, ЗЕМЛЯК, поговорим...

28 Июл, 2014 07:26
Гроза.

Стих гомон птиц,
Гроза идет.
Летят с небес
Косые капли
На землю в низ.
Громыхает так,
Что от страха
Сердце замирает.
А молния как бич
Всё тучи разбивает!
Гремел, гремел,
Ушел куда-то.
Как хорошо после дождя-
Блаженству, отдавая дань.
Вздохнуть всей грудью,
Бичурский воздух чистый.


Петрова Е.В.


Вчера утром был такой дождина, все промыло, громыхало так сильно.
Вся Бичура проснулась раненько.
28.07.2014

Неделя.

Понедельник – день тяжелый!
Вторник - дел полным полно,
Середа- ни то, ни сё!
А четверг- что оберег,
Чистым днем не зря кликают.
Пятница, пятницею,
Я летаю птицею.
Всё успела сделать в доме,
В огороде, на работе.
Вот настал уж день субботний,
Перемыть, прибраться,
После баньки отлежаться,
Вот так день за днём
Все вертится колесом!
Воскресенье - это праздник.
Веселись и пой душа!
Собирается застолье
Пир горой стоит с утра!

Всю неделю мы трудились
И постились и молились!
Устои крепкие свои
Как могли мы берегли.

В работе нет греха, поверьте.
Осудить, обидеть грех!
В будний день -
Не до потех.

Бабки празднуют, сидят.
Погутарят, поедят,
Песню дружно вдруг затянут
Ведь сегодня, люди - праздник!

Сарафаны расписные,
Бусины янтарные,
И глаза у всех горят.
Ох, и славен их наряд-
Так в народе говорят!

Две Василисы собрались.
Пришла задорная Марея!
Ну- ка, Маня шевелись,
Да спляши скорее!

И собрался хоровод,
Веселись, гуляй народ!
Ведь сегодня воскресенье-
Всем на радость и веселье.

В память о соседках- Тетке Марее (Нефедихе), тетке Василисе ( её все звали Спириха), тете Василисе (Павловой), тётушке Саломаниде- Мане! Мы помним ВАС!

28.07.2014

Петрова Евдокия
28 Июл, 2014 12:02
Эх,Валерий Пурбуевич,Валерий Пурбуевич...Только бы не стало ЭТО традицией,обычаем...
29 Июл, 2014 03:55
Меценаты все мы с вами,
Не маши, браток, руками.
Мы работаем, поём.
Дружно, весело живем.

Ни милости, ни помощи не ждали,
Свои устои четко знали,
Без спонсоров жили.
И веселились, как могли.

В сундуке лежит наряд
Его увидеть каждый рад.
А почему бы одеть,
Не поплясать и не попеть.

Гудит медный самовар,
Истрепан будний сарафан.
Все дела завершены,
Отдыхать теперь должны.

Меру знаем мы во всём,
Работаем, пляшем и поём,
Нужна помощь - помогаем
Мы народ свой уважаем!

Петрова Е.В.


Тезисы

«За чужой счет плясать, петь
Надо совесть поиметь!»
***
«На чужой счет-
Не розевай рот!»
***

«Понедельник.. , по субботу
Мы в заботах и в работе!
А воскресный день для нас
Это просто братцы, класс!»
***

«Чужого не возьмешь,
Без печали проживешь!»
***
«Мы на праздник одевались
Чтоб наряды не слежались!»
***
«Зная меру во всём –
Никогда не пропадём»

Ну, вот Дима, как- то так.
А у тех женщин, которых я помню, была очень трудная жизнь, они меня всегда поражали своей уверенностью, твердостью духа, было им очень плохо, трудно, но они умели справляться с проблемами, все делали сами. Труженицы.
Мы их побаивались, боялись оплошать, опозориться перед ними, спасовать.
В какой день к ним не приди, в доме всегда порядок и уют, чистота. А воскресенье – это особый день, Я была маленькая, но хитрая, знала что, если пойдешь проведывать тетку в воскресенье, обязательно отведаешь что- нибудь особое, вкусненькое.
Хлеб и пироги на столе, пекли хлеб обычно с раннего утра, картошка зажаренная в русской печке с салом и луком - это Вам не хуже кулешика.
А постные щи, запах такой, что слюнки…. , квашеная капуста с луком зимником, пироги с луком и яйцами, а яйца от своих курочек. Желтки, что янтарики, солнечные, не то, что сейчас магазинные- синепупые.
Лепешка, испеченная на поту, картошка со шкварками. А зимой мерзлые тарочки с яблочками, яблочки с сахаром. Блины кислые, оладушки, пресные лепёшки, калачи пресные, да ещё с топленым молоком, вынутым из русской печи! А пышки- это рай, наслаждение.
Стюдень- зимой, квас, огуречки молосольные- летом.
Тетка Маня в жаркие дни, когда наступала сенокосная пора, всегда готовила ботвинью. Из погреба холодная, сытная, утоляющая жажду. Кто любил, добавляли лук, редиску, укропчик, и домашние сухари. Они такие душистые.
А черемуха, специально мололи и пекли пирожки с черемухой, маленькие, сладенькие. Набирали черемухи в урожайный год много, вялили на воздухе, используя козлы, крыши дома и сараев, досушивали в русской печке.
Одним словом, стряпухами они были отменными, говорили, что если не потопаешь, то и не и полопаешь.
Что бы все было на столе в праздники, надо было потопать, да притом всю неделю.
Яйца- куриц накорми, напои, клохтуху посади, цыплят вырасти. А яичница из русской печи, с салом, корочка румяная, не плоская лепеха, а подьемная, взбитая, пыщная красота. Взять яйца, помыть, разбить, хоршо взбить вилкой, добавить чуть – чуть молока (можно на глазок, перельете будет жидко), кто добавляет немного муки, добавить соль, пожарь сало, нарезав шмат покрупнее, и добавить взбитую яичную массу- в русскую печку, на уголечки. Кушайте на здоровье.
И не когда задумываться, что первично, что вторично, что важнее - курица или яйцо. Всё зависит от потребительского спроса. Без яйца нет курицы, без курицы нет яйца.
Мясо - свиноматку держи, борова корми, коровам сена наготовь, соломы привези, зимой стайки почисти… Осень, жаренина, по Бичуре убойные запахи. На жаренину берется все- филейное мясо, уши, печень, почки, сало. Сковороды непременно чугунные, глубокие, сначала ложем сало, желательно чтобы сало было с прослойками мяса ( можно щеки с головы), сало обжарили, добавить мясо, нарезанное кусочками, уши (долго жарятся до готовности). После того как мясо притомилось можно добавить печень и почки (главное чтобы жаренина не получилась сухой). Кто любит добавляет лук и специи по вкусу. Я люблю с луком, своим семейским, он острый, запашистый. В магазин не бегаю, свой прошлогодний еще лежит в подполье. Перелыгин не прав, что днем с огнем не найдешь семейского лука.
Молоко- вымя помой, корову подои, молоко процеди, простоквашу свари, что бы свой творожок, сливки собери, взбей масло. Помой грязную посуду и т.д. А топом шанюшки, с творожком и сахарком
Если у соседей или родственников молока нет- дай!
Хлеб - получи в колхозе хлеб (почему то не говорили- получи пшеницу), свези на мельницу- смели, ссыпь в лари, заведи тесто, да не просто, сначала поставь опару, потом встань среди ночи подбей, утром перемеси, истопи печь, раскатай мякушки, дать отдохнуть, подняться и в русскую печь, на пот. Запах, чувствуете…. Не чувствуете, потому что берете в магазине, благо, есть пекарня Солдатовой, райповская.
В огороде - гряды, протяженностью с наш проулок. Надо - пашню спахать, борозды прокопать, гряды сделать, посадить, полить, прополоть, вырастили лук, съездить в город продать.
К чистому четвергу, что перед паской надо было непременно всё вычистить в огороде, в подполье, яйца пасхальные красили строго в чистый четверг. И самое главное не возьмешь до воскресного дня, всему свое время.
Картошку надо на семена было накопать строго до Ивана постного. На семена отдельно, на еду крупную, свиньям мелкую. Несколько сусеков в подполье. По два было у всех - это точно.
Лукошки плели зимой, это вам не в ведро кидать, к картошке относились уважительно, кормилица. Мы дома до сих пор копаем картошку в лукошки, правда, из прутьев ивы осталось несколько, остальные сплетены из проволоки.
Капуста квашеная занимала особое место на столе. Это целая процедура, каждая хозяйка имеет свои рецепты приготовления квашеной капусты. Кто любит с анисом, кто с укропом, с морковкой. Тетка Маня всегда в низ бочки клала разрезанные на четыре части кочешки, весной это лучше салатных листьев.
Семена делали строго свои. Выращивали садушку, если удавались семена, то одаривали ими всех родственников и соседей. Так проводилась селекционная работа- делали семена капусты, лука, свеклы. Чеснок только свой, магазинный не очень острый, а наш жгет, пахучий, одного зубка хватит, чтобы пробрало до косточек.
Любят в Бичуре солить лук, не мариновать, а именно солить.
Делается это так, чеснок выкапывается из грядки, сортируется. Для соления отбирается ровный чеснок, промывается то земли, тщательно! Затем на ночть нужно залить строго холодной колодезной водой (свежей, которая не держалась в кадушке). Горечь за ночь уйдет, промыть ещё раз и посолить – идет на 10 литров 1 кг соли, день простоит где -нибудь под навесом, а потом в холодное место, можно разложить в трехлитровые банки. Закатывать крышками не обязательно, можно использовать пластмассовые.
Парник делали рано, посадить капусту нужно было строго до Егорьего дня.
Настоящий семейский парник строили на столбиках, сверху делали короб, все что нужно было для выращивания рассады поднималось ведрами, лукошками- навоз, песок, мелкий речной гравий, чернозем, вода. Подставляли лестницу, потому что просто так не добраться. Строение было капитальное, надежное.
Главное открыть, закрыть вовремя, не засушить, не заморозить.
Внизу мы с Иркой играли в стеклышки, пол облагораживали глиной, просушивали, мели веником. Под рассадником у нас был дом, куклы тряпичные, из кукурузы.
Осенью парник обязательно очищали от перепревшего навоза, получался хороший чернозём.

Мёд - пчел держала тетка Марея (Нефедиха), а это я Вам скажу особый труд. Я пользовалась только результатами её трудов.
Первый майский мед- это что-то. Сейчас, если даже у меня стоит прошлогодний мед, я не задумываясь покупаю, свежий, золотистый, игристый….
Столовая ложка меда на стакан воды, или на кусок хлебушка чайную ложку и в рот, вкуснятина…
Во всем должна быть смекалка, смекать надо. Много дел было у наших тетушек, главное чтобы и нас сейчас их было не меньше.
Потому они и умели праздновать, воскресенье это особый день, день отдыха, праздника, день встреч. Себя показать, на людей посмотреть. В субботний день шиш пойдешь в гости, в субботний день гость хуже татарина. Уж, заранее извиняйте, это пошло, наверное, со времен татарского ига. Непрошенный гость может уйти не солоно хлебавши.
А в воскресенье - сами понимается, все можно, в том числе и вкусно поесть, попеть, поплясать, пообщаться, встретить и проводить гостей. Чем плохи обычаи, чем плохи традиции - семейные, семейские, бурятские… главное, чтобы было всем хорошо.






С уважением Петрова Евдакея (П.Е.В.)
30 Июл, 2014 07:17
Согласен с Евдокией, что самыми чистыми и самыми старыми бичурскими традицией были работа и хлебосольство. А после тяжелой работы обязательные праздники, пиры. С этим тоже согласен. Но продолжу о традиции бросать монету…
В первой половине 60-х дорога через Заган, как и в былые времена, относилась к второстепенным... Её стали пробивать через хребты и таёжную глухомань после того, как отгремела громкая слава знаменитого Гуляевского тракта, уходящего в противоположном направлении. Но она никогда не могла заменить его. Не могла она конкурировать с трактом, связавшим Бичуру вдоль хилокской долины с Кяхтой и Петровским Заводом. На него направляли своих лихих упряжки удалые ямщики после заката Гуляевского.. От этого тракта на Верхнеудинск, еще не мечтавший о лаврах административного или торгового центра, через Подлопатки ответвлялась проселочная дорога. До 60-х это ответвление и выполняло роль главной дороги. На этом пути от Петровского Завода до Мурочинского дацана и дальше до Кяхты мне ни разу не пришлось столкнуться с обычаем, чтобы где-то бросали монету… Даже в киретских или хаянских окрестностях!
Другой толчок для своего развития заганская дорога получила в середине 30-х годов после образования Бурят-Монгольской АССР и включения в ее состав Бичуры, Буя, Поселья и других сел, до этого подчинявшихся властям Малетнского района Читинской области. Но до 60-х она оставалось неизменной: дорогу через Заган предпочитали, в основном, водители грузового транспорта. Если сегодня ее состояние вызывает, мягко говоря, недоумение, то в те времена дорога представляла лишь «направление» через тайгу, доступное тракторам или проверенным ЗИС-105, безотказным «Захарам». Но и от них требовалось немалых сил и напряжения, чтобы преодолеть Барский хребет, Тугнуйскую степь и Мухоршибирский тягун, чтобы перевалить через Заган и выйти к границе родного района для долгожданного спуска в долину Хилка. Водители всегда были лихими и рискованными, многие из них физически ощущали, что все преграды уже почти позади, что впереди почти ровная и почти прямая дорога, что они уже почти дома. Что пронесло, и Бог на сей раз миловал их на спусках, серпантинах и подъёмах! Поэтому душа любого из них просила снять нервное и физическое напряжение известным русским способом. И снимали! Выбирать место не было нужды: самая высокая точки перевала, с какой открывалась широкая панорама долины, будто бы специально создана для этого! В такие моменты им было не до того, чтобы просить о чем-то неизвестных духов, – материалисты благодарили верного «Захара», который не подвел в трудную минуту, нематериалисты - судьбу, которая позволила благополучно миновать все передряги, уготованные для них дорогой. Так, наверное, сформировался знаменитый пятачок…

Давай с тобой, ЗЕМЛЯК, поговорим...

30 Июл, 2014 12:56
Да. Энциклопедия бичурской жизни!

Всем доброго здоровья!

01 Авг, 2014 06:04
Дмитрий, после таких слов и старый драный кот разомлеет, захочет спрятать когти и ласково мурлыкать, блаженно урчать! Но будем откровенными: беглые заметки дилетанта-любителя далеки, очень далеки от серьезного изучения бичурских обычаев, их природы. Буду рад, если заметки пригодятся всем дотошным, кто неравнодушен к своему народу и его прошлому. Чтобы не отбирать хлеб у будущих исследователей, постараюсь быть лаконичным.
… «Святое» место сформировалось не сразу. Шоферня тех лет (современным языком -«дальнобойщики») могла снимать там только стресс, но она не могла бросать монет, не могла оставлять пустых бутылок – каждая копеечка была трудовой и имела свой счет… К тому же совсем недавно её успели убедить в том, что религия – это «опиум для народа»! Мог ли кто из такой элиты советских тружеников, да еще «партейной», позволить жертвоприношения каким-то богам кроме классиков марксизма-ленинизма? – Исключено! Но все-таки первая монета когда-то упала. За ней – другая, третья… Не трудно догадаться, что не семейские бросали их первыми. А таких на дороге уже было с избытком: очередная реформа по укрупнению районов с центром в Мухоршибири вдохнула новую жизнь в тракт, чуть приметный еще вчера. На него переместились основные грузовые и пассажирские потоки, по дороге в разные концы засновали бесчисленные командировочные и уполномоченные, студенты и демобилизовавшиеся, колхозники, возвращающиеся с базарной торговли, и бригады армянских сезонников. Оживление жизни на дороге не отразилось ни на ее состоянии, ни на комфортабельности редких еще автобусов: это сегодня до Бичуры по дороге можно добраться за два-три часа, быстрее, чем на самолете, а тогда такой путь мог занимать 12 и более часов, но никогда не был меньше шести. Маршрутным расписанием предусматривались обязательные обеды. Этим прекрасно воспользовался Буркоопсоюз, развернувший точки общепита в Бару и Мухоршибири. Колхозу «Улан Туя» через позную в Хошун-Узуре тоже хотелось (и удавалось) погреть руки на проезжих: настоящие и самые вкусные позы можно было отведать только там. Однако пресловутый план советских времён просто решал проблему «недобросовестной конкуренции» - путевой лист водителя автобуса «в целях экономии бензина» обычно запрещал двухкилометровый крюк в этот улус!
От точек общепита до Загана пилить два-три часа, если не больше. Самое время отдохнуть, расслабить душу и тело после тряски по ухабам и рытвинам. Пестрая толпа вываливается из автобуса и видит, что на перевале блестят монеты. Кто-то из местных молитвенно вздымает лицо и руки к небу и что-то бормочет на родном языке, бросает щепотку табаку, папиросу или монету. Те, кто не знает языка, видят, что принесена жертва, догадываются, что человек справил обряд, а в обычных местах обряды не отправляют… И среди пестрой и разноязычной толпы верующих и неверующих, крещенных и некрещеных уже зашелестел шепоток: «Святое место! Святое место!» Ни кто не знает, чем оно свято, но многие невольно начинают подражать. Кто-то бросает свою монету осознанно, другие только подражают им, третьи из суеверия, а древняя старушка трясущимися руками развязывает узелок с мелочью за удачно проданный лук, искренне считая, что своей копеечкой она благодарит Бога, позабыв, что благодарить Бога можно молитвой или зажженной свечёй. Такая сцена, повторившаяся не один раз, превратилась в обычай, который легализовался в красивой песне. Сомневаюсь, что его можно признать добрым…

Давай с тобой, ЗЕМЛЯК, поговорим...

01 Авг, 2014 07:08
заган
Прикреплённые файлы:
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.