Возврат на главную страницу

Бичурские обычаи, праздники, традиции. Как они сохраняются.

04 Авг, 2014 04:07
Паска. (У нас говорят паска, а не пасха).
Долгое время в Бичуре не было церкви, бабушки ходили молиться в обычный дом, расположенный по улице Коммунистической, к бабке Пестимее.
Паска - больше был домашним праздником. Долгий великий пост, правила строгие и их нужно соблюдать.
Ожидание чего – то светлого, радостного мы дети впитывали с детства.
Конечно, строгие правила поста мы не выполняли, но последний день я, например, пила только воду. И знаете выдерживала не всегда, иногда могла съесть кусочек хлеба или просто картошку постную, непременно к крупной солью.
Как рассказывала тетя Феня Павлова:- её мать Федосья, перед великим постом кастрюли, сковороды чистила с песком, отмывала так чтобы ни одной жиринки не осталось ни на внутренней ни на внешней стороне, прокаливала в печи. Эта женщина строгие требования выполняла чётко.
Великий пост – это ёще и особое состояние души. Надо сильно верить.
К паске покупалось или шилось новое платьице, сандалии, носочки, платочек. Этот набор у моей матери был непременным. Поэтому я, паску всегда ждала. Знала, что будет новый наряд.
Сбор яиц - это особый случай, не ели сами - грех, да и как-то особо не хотелось. День за днем по несколько яиц, насобирается несколько десятков штук. Хранили в амбаре, в лукошке.
Из холодильника вкус совсем другой. Магазинные, я не люблю до сих пор.
Для покраски яиц приготовлена чугунка, луковая шелуха. Не признаём краску. Красиво, но те то.
Яйца замочены в тазу, вода кипит, добавили шелухи, покипела, хороший насыщенный цвет получается - до тёмно- коричневого. Осторожно деревянной ложкой спускаем яйца один за другим, помешиваем, чтобы луковая шелуха мягко распределилась. Кипятим 5-10 минут. Вынули, остудили в холодной воде, выложили на чистое полотенце. И на хранение, опять же не в холодильник, а в амбар или в ларь. За ночь яйца не испортятся.
А в воскресенье - первое яйцо положить на божницу- боженьке. В семье не всякий пользуется этим правом, обычно это делает мать, ели кто- то из детей.
Дети - они как ангелочки- чистые, светлые.
А потом все за стол - нужно разговеться яйцом. Они красные, вкусные. Еще и потому что долго яйца не ели у них был особый вкус. На столе всё - тарочки, лепешки, холодец, картошка.
Главное не переедать.
Были и курьезные случаи.
Почему- то на паску не хватило крашенных яиц, сварили для гостей просто белых, все не съели, остались.
А нам с Иркой нужно было сбегать в кино, раньше можно было яйца сдать в магазин, дадут 5 копеек и на сеанс.
Естественно яйца оказались у нас в карманах, но кроме магазина покупала яйца тетка Пелагея Назариха. Ну мы к ней. Отдали ей яйца, получили копеечки, сходили в кино. И забыли.
Но не тут- то было, это наше коммерческое предприятие имело последствие.
Яйца продукт скоропортящейся, да еще вареные. Захотела тетушка их сварить, сварила, какие сразу же взорвались, какие лопнули после того как их стали чистить, запах на весь дом, тетка злая, вычислив нас, пришла и нажалилась родителям. Получили по первое число. Больше яйца к тетке не таскали.
Но был в семье и печальный случай.
У прабубушки Феактисты долго и тяжело болела дочь. Она просила бабушку дать ей яйцо. Дело было перед паской, толи не было яиц, поли бабушка не дала ей, потому что был великий пост, и она боялась греха.
Дочь умерла, не разговевшись. Бабушка прожила долгую жизнь, и никогда потом ни в чем детям, внукам не отказывала. Говорила, в работе и в еде - нет греха.
Про тётку Марею (Федотова) рассказывали, что она разговлялась яйцом, которое лежало на божнице год. По вкусу говорила, как свежее. Скорей всего яйцо высыхало.
На паску у меня родились стихи -
«Святая паска, Русь прости».
Сейчас праздники ждут Ксюша, Кристина, Данилка. Внуки… Интересно, что у них останется в памяти, что они потом, став взрослыми будут вспоминать… Хотелось бы чтобы помнили и чтили традиции, вносили новое, позитивное.

А на Загане - брось монетку, пусть поднимет нуждающийся, пожелает мысленно здоровья, но скорей всего пропьет и не вспомнит мать родную.
Стали бросать монетки, привязывать шарфики, тряпочки на деревья не так давно, раньше такого не было.
Пятак под пятку и на экзамен - кто придумал первый?!
Что мне не нравится - это жалкий вид деревьев, которые облюбовали жрецы, это грязные, истрепанные тряпочки, шарфики… Рядом туалет, куча мусора в мусоросбонике и на обочинах…
Руки помыть не где, а светлые дела делаются чистыми руками.
Перемешалось все - в староверческую церковь хожу я редко, была в женском дацане несколько раз, в прошлом году исполнила свою мечту - побыла в Иволгинском дацане. Иной мир! Величие, умиротворение… Ни разу не была в церкви, в переулке СХТ- не располагает.
Если есть монетка, бросаю на сабургане в Шибертуе, тут я еще дома. Жди родная сторона и оберегай. Я тебя люблю. Огради от бед, пошли удачу. Мыслей может быть целая череда.
Если нет ни чего - просто приклоню голову. Это мой ритуал, придуманный, принятый мною.
«Я послушная,
Я твоя.
Береги меня
Мать моя - земля!»
Церкви и дацаны доступны, но вот только еще нужно быть знающим человеком, а мы -один сделал, другой повторил… А стоит ли так делать?
Есть пословица - со своим уставом в чужой монастырь не ходят.



Петрова Евдокия
27.07.2014
26 Авг, 2014 04:39
[i:e4ef564640]Церкви и дацаны доступны, но вот только еще нужно быть знающим человеком, а мы - один сделал, другой повторил… А стоит ли так делать? Есть пословица - со своим уставом в чужой монастырь не ходят». [/i:e4ef564640]- Вот и я о том же, Евдокия: не ведаем, что творим…
Жизнь научила, что нельзя говорить правду, оставаясь голословным. Не хочу быть таким и постараюсь поразмышлять, почему душа не хочет принимать этого красивого с внешней стороны, но чуждого большинству бичурских обычая, почему его популяризация в любых формах представляется вредной. Злободневна ли проблема, и корректно ли сформулировал ее, беспристрастен ли в своих предположениях – вам судить, земляки! При вынесении своего вердикта постарайтесь быть строгими и снисходительными. Справедливыми!
Обычай – составная часть культуры народов. Способность народов к их заимствованию – одно из самых высоких достоинств цивилизованного мира. Народы, длительное время проживающие по соседству, на бытовом уровне всегда стремились перенять друг у друга полезное. Это неизбежно. Но, обогащая свою культуру обычаями соседей, народы не всегда заимствуют только самое лучшее. Они незаметно могут впустить в свой обиход (в свой монастырь) вирус чужого устава, могут перенять то, что по своей сути противоречит исповедуемой народом системе взглядов на мироздание, его миропониманию. Иными словами – допустить ересь (слово не из моего лексикона, попахивает Средневековьем, но скуден, скуден мой словарный запас, точных синонимов для его замены найти не смог)…
Мало кто захочет оспаривать, что в основе культурных традиций народа лежат религиозные постулаты. Над Бичурской долиной уже более трехсот лет раскидывают свои ветви два мощных религиозных дерева - христианство и буддизм. Они не устанавливали формальных (официальных) отношений между собой, каждое питается своими корнями и живет своим уставом, каждое старается привлечь под свое крыло как можно больше блуждающих душ. Но души сами, не дожидаясь формальных одобрений или запретов, уже успели связать свои жизни между собой, переплести свои и чужие обычаи самым чудным и непредсказуемым образом. Под образовавшейся широкой кроной деревьев уже трудно разобрать, когда появляются первые подснежники, а когда наступление весны предсказывают ранние ургуйки. Араты и животноводы без труда понимают, что некормленый бурун мычит точно так же, как и голодный теленок, мацагашки игривы как ягнята, а куцаны по прочности своих лбов и своей упёртости не уступают баранам. Любители вкусно поесть с удовольствием поглощают и томленные в русской печи «шти», и отдающий дымком бухлёр, кому-то достались горячие буузы и он обжигает свои пальцы обильным соком, а кто-то с удовольствием хлебает и нахваливает ароматную шулю, сетуя, что она недостаточно горяча. Бывалые таёжники с сожалением вздыхают, что ичиг уже не найдешь днем с огнем и обстоятельно сравнивают все достоинства и недостатки новомодных берцовых ботинок, однако предпочтение при выборе отдают проверенным кирзачам. Не думайте, что везде вокруг сложилась идеальная гармония. Посмотрите: любители горячительного до сих пор не могут определить, какая закуска лучше подходит к араке и самогону, - мерзлое сало, солёные грибочки и огурчики или печень ямана, изжаренная в его «рубашке» прямо на углях?! Спорщики готовы отстаивать свою правоту крайними средствами. Правда, случилась незадача: первый не владеет искусством легендарного ГЭСЭРА, а второй, к сожалению, не знает, мвстером чего оказался былинный купец КАЛАШНИКОВ. Спорщики нашли уникальный способ установить истину – самым приемлемым для них кажется сойтись на ристалище и прдемонстрироватьь свое мастерство во владении экзотичным, но чуждым их национальному духу каратэ (кун-фу или джиу-джитсу). Не редки и другие необъяснимые противоречия. Но агрессивных и воинственных заявлений не допускают ни одна из сторон: эти противоречия не препятствуют главной задача народов - работать и поднимать детей, а священнослужителям - блюсти свои уставы, адаптировать их к новым условиям и приобщать в свое лоно как можно больше паствы.
Но одновременно под сенью гигантских деревьев продолжается подспудная борьба, которую так же трудно заметить, как найти различия между подснежниками и уйгурками, мацагашками и ягнятами. Все те же триста лет, как пустили в долине свои корни незыблемые стволы двух религий, в тени их кроны прячется дремучее язычество. В одном месте оно опутывает деревья липкой паутиной суеверий, в другом – прячет свою волчью шкуру под ликом народного обычая и запускает свои цепкие усики к самым корням. Паутина язычества почти незаметна, но дает ему обильные соки, обеспечивает процветание и комфортные условия жизни, вербует новых адептов и незаметно разрушает здоровые тела деревьев-догматов. Не будем ходить далеко, вспомним Масленицу: с этим языческим обычаем христианство безуспешно боролось со дня Крещения Руси - а сейчас его не чураются буддисты. Не знаю, отмечают ли буддисты Рождество Христово или Крещение, но крещенные и некрещеные уже давно не пропускают Сурхарбан и Цагал, для многих из них эти дни уже стали храмовыми, как все двунадесятые праздники христиан. Понаблюдайте, как поступит арат, если ему перебежит дорогу черная кошка или перейдет ее женщина с пустыми ведрами … И так во всем. Обычай бросить монету из этой же языческой паутины суеверий. И неважно, кто приносит жертву – буддист, иудей, мусульманин или крещеный – все они совершают святотатство по отношению к своим богам, отрицают их и поклоняются идолам. Принято считать, что бросить монету – буддийский обычай. Но ведь это не так: буддисты, как и христиане, монотеисты, у них один бог, - это Будда! А все духи гор, лесов и рек живут в пантеоне шаманистов. Нельзя считать, что лама и шаман – это родственные души, единоверцы, они в большей степени антагонисты, чем раввин и православный священник, чем никониане и старообрядцы. А мы, грешные, не желая разобраться в значении и сути своих поступков, подобно крыловской мартышке с радостью начинаем «цеплять очки» куда нипопадя. Если так пойдет и дальше, скоро начнем камлать, бить в бубны и ударяться в шаманские пляски. Что же тогда останется от известной семейской самобытности, какой отличались наши гонимые предки, когда они шли на костер, когда их выгоняли из Ветки и направляли в дикий край, чтобы преобразить Забайкалье?!
Мне не раз приходилось бросать монеты. Я бросал их в хрустальные воды Байкала и в седые волны Тихого океана, к подножьям вулканов Камчатки и кавказских гор, в чаши удивительных фонтанов Петергофа…Но бросал не ради того, чтобы задобрить какого-то духа, а ради того, чтобы вернуться туда за своей монетой и еще раз полюбоваться красотой, которую создали или природа, или человек - люди поступали так испокон веков: бросали монету, чтобы вернуться. Чаша знаменитого фонтана Треви в Риме с 1762 г. переполнена монетами. Римские власти даже вводили запрет «сорить» деньгами, но безрезультатно, и теперь фонтан – один из источников пополнения бюджета: городская казна черпает из фонтана более 1,5 тыс. евро ежедневно.
Скоро уже полвека, как я отправился из Бичуры, почти полвека блуждаю по свету. И все это время хоть ненадолго возвращаюсь назад. Надеюсь, еще вернуться не раз. Повезет! И надеюсь бросить еще не одну монету. Там, куда захочу возвращаться! Но я не буду бросать жертвенной монеты на Загане! - Зачем? Чтобы вернуться к языческому капищу (мне кажется, под фото Виктора Васильевича напрашивается именно такая надпись)?! Чтобы просить его покровительства?! Но я ведь знаю, что возвращаюсь не к нему, а к «отеческим гробам», что в нелегком и тернистом пути меня оберегают и хранят не чуждые идолы, а доброе напутствие отца и матери да крестное знамение, каким тайком от них осенила уходящего бабушка…

Давай с тобой, ЗЕМЛЯК, поговорим...

28 Авг, 2014 06:57
Успенье.
Сегодня праздник - Успенье. Все поспело, лето к закату. На улице тепло, солнышко. Вчера вечером нарядили божницу цветами - нарвали в огороде гвоздичков. Поставили в банку цветы. Больше всего люблю бархатцы. Яркие, желтые, красивые. Сколько себя помню, у нас всегда в огороде росли гвоздички.

Великий спас порадуй нас
Зерном, картошкой и травой
Мы лето в огороде провели,
Все трудились, как могли.

Готовы полки и лари-
Мы всё затарить, друг, должны.
И даем такой ответ,
Нам до эмбарго дела нет.

Сегодня праздник брат у нас
Растили свеклу мы на квас.
Лук убрали и малину-
Переживем мы негодину.

Картошку в подпол уберем
Не беспокойтесь, проживем!
Нам много, слышь, не надо
Лишь бы было в зиму сало.

А соленый огурец
Хоть в одном месте не жилец,
Но к стопарику как раз-
Закусончик будет класс.

До Успенья успевай,
Рот, браток, не розевай!
Не успел, другой уж съел
Чтобы ты потом сопел.
****
С праздником Успенья.
У мужа день рождение!!!!!
У Юрьевича родилась дочь!!!!!
Пусть печали уйдут прочь!!!!!



28.08.2014
Петрова Е
30 Янв, 2015 07:26
Должен сказать землякам, что кто-то может обвинить меня в непоследовательности, в расхождении между словом и делом, когда отрицаю научное основу языческого обряда бросить на Загане монетку. Недавно впервые попал в «золотые мозги» - в здание Российской академии наук. Бичурским москвичам это здание наверняка хорошо известно: почти центр столицы, рядом Москва-река, Нескучный сад, площадь Гагарина…Здание современное: начали строить в 1974 году, завершили в 90-х, учтены все научные достижения и передовые технологии…Разумеется, что сегодня единственная сила в России, которая может бороться с невежеством и мракобесием – это академики РАН. Но был удивлен. Удивился не оригинальной архитектуре здания, по поводу которой до сих пор не прекращаются споры, ни чему-либо другому, а изваянию, расположенному в главном подъезде этого комплекса. А в главном подъезде комплекса всех академиков, ученых и неученых первым после охранников встречает шестиметровое деревянное изваяние. И не каменная баба из скифских курганов или истукан с острова Пасхи, а типичный корякский ЫНПЫН, трёхликий идол. Правда, работы талантливого и, вероятно, маститого скульптора: каждая черточка на лицах, каждая черточка убранства вырезаны с удивительной точностью, они просто кричат, что перед вами не рукотворный предмет, а объект поклонения… Но и не в этом самое главное! Главное в том, что со второго этажа заметен небольшой изъян этого шедевра: в сердцевине лиственницы, из которой он изготовлен, обычная для такого дерева небольшая гнильца. Эта гнильца образовала некоторое углубление в верхней части головы идола (или это сделано специально?). Конечно, всё углубление, как и перевал на Загане, заполнено монетками. Как вы думаете, мог ли я не добавить к ним свою?

Давай с тобой, ЗЕМЛЯК, поговорим...

17 Фев, 2015 04:59
Гуляет масленица!
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.