17 августа исполнилось 90 лет со дня рождения моего отца, Утенкова Емельяна Зиновеевича. Хлебороба, краеведа, патриота, принцип жизни которого был в трех словах «ВСЁ - РЕШАЮТ ЛЮДИ». Данная статья в память о нем 

ПОМНЮ И ВЕРЮ

   В этом году  Бичура и район отмечали юбилейное событие 250 лет прихода семейских в здешние края. Валентин Григорьевич Распутин о заселении Сибири старообрядцами говорил «Это была колонизация, имевшая для российских окраин не меньше значения, чем столыпинская реформа, но, в отличие от последней, она составлялась отборным народом…В этих условиях раннее появление здесь раскольничьих сел с их культом семьи и почти поголовной грамотностью было явлением отрадным». О староверах Забайкалья  написано сотни статей и книг, в наши дни стали популярны документальные фильмы о современной жизни семейских. О первых семьях раскольников в Бичуре была  статья Евгении Федотовой  в (БХ № 31  от 10 августа) « Бичура - самое большое семейское село». Автор всесторонне изучил историю первопроходцев в трудах исследователей, историков, краеведов, этнографов, работал с архивными документами, Евгения собрала и проанализировала статистические данные, которые позволяют проследить динамику населения Бичуры его этноконфессиональный состав. Хочется надеяться, что скоро появится книга о родной Бичуре   под редакцией Федотовой Е.Д., которая будет такой же интересной. Мне отрадно было читать в статье  воспоминания  старожилов, как заселяли Бичуру первые  семейские семьи, из уст- Агафона Акиндиновича, Екатерины Карповны, (мои дедушка и бабушка) по материнской линии. Хочу  сказать, воспоминания сохранились и дошли до нас благодаря моему отцу Утенкову Емельяну Зиновеевичу. Будучи студентом - заочником  исторического факультета Иркутского  Государственного  университета А.А.Жданова,  отец успешно написал и защитил в 1964 году под руководством историка,  доктора исторических наук, профессора Кудрявцева Федора Александровича дипломную работу на тему «Бичура- село и люди (староверы в Забайкалье в 18-20 вв.».  На тот период времени из доступных архивных документов, научной и исторической литературы папа впервые в одной работе показал все стороны жизни своих предков за данный период времени (появление первых семей раскольников в Бичуре, до советских времен), описал быт, культуру, труд семейских крестьян и колхозников Бичуры, Елани, Буя и других деревень волости, района. Работая председателем колхоза «Рассвет» (12 лет), заместителем главного редактора газеты «Бичурский хлебороб» (2 года), директором совхоза «Хилокский» (2,5 года), председателем колхоза им 21 партсъезда (13 лет) и уйдя на пенсию (2года) отец продолжал изучать историю своего родного края. Он  брал  за основу  воспоминания очевидцев, участников тех или иных событий. Отца ежедневно окружали сотни колхозников, и они были главным источником его знаний о земле-кормилице и истории. 

Дедушка Павлов Агафон Акиндинович , после службы в армии

   Известный ученый, доктор исторических наук, исследователь истории, материальной и духовной культуры старообрядцев, русского населения Сибири  Болонев Фирс Федосович  писал «Прежде в сельских общинах велись летописи о значительных событиях в жизни старообрядцев Забайкалья, но эти записи и летописи почти все куда то исчезли. Так, по приданию, летопись из с. Бичура в 1922 г, была вывезена в Гусиноозерск. Таким же образом были утрачены записи и летописи и из других сел. Прежде на корочках старопечатных книг, привезенных  с большим трудом из мест выселения, тоже имелись записи о том, откуда пришли в то или иное село. И такие книги хранились вплоть  до недавнего времени. Бывало, местный грамотей раскроет такой фолиант, часто напечатанный от руки и бережно переплетенный в телячью, добротно выделанную кожу, и узрит о деяниях предков, о их перемещениях по российским и иным просторам. Теперь тех книг почти не осталось у потомков староверов, имеются книги только поздних изданий. Старые книги дониконианского времени, которые так ценились староверами, в большинстве своём уничтожены во время репрессий в 20 -30 –х гг. или по невежеству, иные закопаны в могилы с их владельцами, другие попали в нечистые руки скупщиков, какая-то часть оказалась в руках специалистов археографов, собиравших редкие старые книги в специальных экспедициях». Таким грамотеем  и был мой дедушка - Агафон, который служил в полку царской охраны, после службы занимал  должность  волостного писаря в Бичуре, в специальной избе, где хранились многочисленные документы о жизни села (изба сгорит в 1919 году), дед был первым коммунаром, и в годы репрессий проведет в лагерях 15 лет.  Для отца А.А.Павлов был основным носителем  знаковых событий Бичуры, и здешних деревень до 1972 года, когда дедушка умер. Своими знаниями по истории села папа делился на страницах газеты «Бичурский хлебороб» напечатано сотни статей по различной тематике, он выступал на классных часах в школах, в пионерских и трудовых лагерях, на партийных и колхозных собраниях. Без сомнения, эти знания пригодились учителям и ученикам на уроках и олимпиадах, краеведам историкам, географам и другим специалистам. Надо заметить, до сих пор на руках земляков находятся дубликаты дипломной работы отца, и это, я считаю нормальным. Не могу согласиться с авторами, которые забывают в своих работах и публикациях сделать ссылку на документы и статьи Утенкова Е.З., что приводит к плагиату, но речь не об этом. Мне хочется сегодня на основе документов в личном архиве отца рассказать на страницах газеты о событиях, которые перевернули вековой уклад жизни и сознание крестьян Сибири вообще и семейских в частности. Речь пойдет о образовании первых коммун и колхозов в конце 20-х годов прошлого столетии в Бичуре и районе. Так в декабре 2018 года  исполняется  90 лет со дня образования первой комуны «Безбожник» на примере, который будут образовываться другие коллективные хозяйства нашего района. Из советской истории известно, что в начале 1928 года  состоялась знаменитая поездка Сталина по Сибири, после которой партийные органы на местах начали  проводить в сжатые сроки в жизнь решения 15 съезда партии. В его резолюции было сказано, что задача преобразования мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные коллективы должна быть поставлена в качестве первой основной задачей партии в деревни». Бесспорно, насильственные меры коллективизации, раскулачивание, при которых пострадали не только кулаки, а наиболее крепкие работящие крестьяне, отрицательно сказалось на положение   старообрядцев. Наша память будет всегда хранить эти черные страницы истории. Многие крестьяне понимали, что от коллективных хозяйств уже не уйти и стремились добровольно образовывать коммуны, артели, колхозы для спасения своих хозяйств, свободы и даже жизни. При этом они сохраняли свою любовь к земле-матушке, проявляли фантастическое трудолюбие  на благо государства. Вот как описывает отец становления первой коммуны Бичуры и колхозов по воспоминаниям коммунаров и колхозников. 

   18 декабря 1928 года коммунисты Евсей Данилович Луговской, Епифан Терентьевич Ястребов по поручению партийной ячейки, а также беспартийные крестьяне Бичуры Ястребов Кирилл Терентьевич, Утенков Макар Федосеевич, Павлов Агафон Акиндинович, Иванов Гурий Изотович, Ястребов Амос Терентьевич, собрались на квартире последнего, решили организовать коммуну, дав ей название «Безбожник». Любопытная история названия коммуны. Луговской  Евсей Данилович выписывал в то время журнал «Безбожник» и, когда стали подыскивать название коммуны, он и предложил название журнала, заметив, что это самое подходящее в условиях Бичуры, где  население в большинстве своём религиозное. Против этого  выступил Амос Терентьевич  Ястребов. Своё несогласие он мотивировал тем, что  мы можем своим названием оттолкнуть какую-то часть людей, желающих вступить в коммуну. Однако возражение Ястребова не нашло поддержки. Весть об образовании коммуны быстро облетела  всю Бичуру. Первые дни среди бичурян только и разговору было том, что семь семей образовали коллективное хозяйство. Председателем коммуны «Безбожник» был избран Епифан Терентьевич Ястребов, коммунары дали клятву честно и добросовестно трудиться.  Дружно взялись за дело - обобществили скот, зерно, гужевой транспорт, начали усиленно готовится к посевной. Учет труда в хозяйстве был под контролем, отмечали все выхода на работу, что касается оплаты труда, то она производилась путем выдачи зерна на едока семьи. Все члены коммуны имели возможность бесплатно питаться в столовой. В след за коммуной, в этом же месяце организуется колхоз «Красный пахарь». Одиннадцать хозяйств Заводской улицы решили устроить свою жизнь по-новому. Председателем колхоза избирается Афанасьев  Осип. И уже в январе 1929 года по решению Малетинского РК ВКП (б),(до 1935 года с Бичура входила в состав Читинской области)в колхоз Красный пахарь,, направляется первый колесный трактор, за рулем которого был посланец  г. Читы Егоров Александр Сергеевич. В задачу, которого входило обучение крестьян Бичуры профессии тракториста. С поставленной задачей Александр Сергеевич успешно справился, провел трех месячные курсы для одного коммунара и трех колхозников. Наряду с обучением наставник принял участие в молотьбе крестьянского хлеба тракторной молотилкой. С большим интересом крестьяне наблюдали за работой трактора. Ходили вокруг него, вокруг молотилки, щупали части машин, некоторые брали в руки солому из под молотилки и нюхали  ее. Керосиновый запах многим не понравился, так вспоминал старейший член колхоза «Рассвет» Афанасьев Филипп Егорович. Представитель рабочего класса Александр Сергеевич не только обучил крестьян тракторному делу, но и за короткое время снискал к себе уважение населения Бичуры. Был он человеком трудолюбивым, хорошо знал технику. Многие люди шли к нему за советом, за помощью, а то и просто послушать его так как он много читал. В конце апреля 1929 года Егоров А.С. скоропостижно умер, на похороны пришло все село. Ученики выступали на могиле  и обещали продолжить его дело. И они слово свое сдержали,  в мае на полях коммуны «Безбожник» вывел трактор Иванов Гурий Изотович, на полях колхоза «Красный пахарь» работал ученик - Васильев. К концу декабре 1929 года организуются колхоз «Передовик» в старой Бичуре, колхоз «Пролетарский  путь» по улице Подгорной, колхоз «Красное знамя» по улице Тюрюхановке, колхоз «Труд»  и «Сталинский путь» по Большой  улице, коммуна «Ленинский путь», по улицам Казачьей и Балагановке . Из документов отца мы узнаем, на 1 января 1935 года в бичурском  районе будет образовано  49 колхозов, из этого числа в селе Бичура их будет восемь. По-разному сложится судьба коллективных хозяйств, будут объедения, закрытия. В 1973 году в районе останется  5 колхозов и 6 совхозов. История каждого хозяйства достойна отдельной исследовательской работы, и в этом плане ведется определенная работа краеведов, неравнодушных земляков к истории села и района. Бесспорно, колхозный строй остался в памяти людей и сегодня  вызывает разные мнения о том  времени жизни коллективных хозяйств. 

Отец

   Отец мечтал стать морским офицером, но не прошел мед. комиссию и отслужив пять лет в Советской армии, вернулся в Бичуру в звании младшего лейтенанта. Всю свою жизнь посвятил колхозному строю. Отец много читал литературы по сельскому хозяйству (растениеводству, овощеводству, животноводству, и другим направлениям). Учился сам и учил других, был наставником молодым специалистом, многие из которых стали известными руководителями различных организаций Бичуры, района, Бурятии. 

   Папа дал и нам образование, Наталья Емельяновна закончила Алтайский Государственный университет (учитель математики), Екатерина Емельяновна закончила Иркутский институт иностранных языков имени Хо Ши Мина (учитель аглийского и немецкого языков), я закончил Иркутский Гос. университет по специальности история. За это мы отцу очень благодарны. Папа делал всё возможное для сельских тружеников, чтобы их жизнь становилась лучше из года в год, и мечтал о времени,  когда некоторые партийные руководители района, республики не будут своей безграмотностью, глупыми указаниями мешать развиваться колхозам и совхозам. Такое время пришло, но не стало в Бичуре колхозов и тех полей полных зерна и пастбищ со скотом. Он привил мне любовь к родному краю. Каждое лето я еду в родительский дом, где встречаюсь с родными и близкими, с друзьями  и приятелями, где нахожу уют и покой. Сегодня облик Бичуры меняется в лучшую сторону.  И у меня появляются маленькие и большие мечты-желания. Например, к  первой группе я бы отнес проблемную лужу возле столовой, в центре села. При этом вспоминается 1984 год, встреча с другом в первый день после службы в армии на этом месте, и мы не можем пройти (я в форме дембеля) в столовую, потому что промочили туфли,  вернулись по домам. Прошло 34 года, меняются руководители села и депутатский корпус, а лужа по- прежнему после дождя мешает тем, кто идет в магазины и столовую и нет той силы, которая может ее укротить дренажной трубой, в сторону  речки. Большая моя мечта- это открытие в Бичуре сельскохозяйственных производств по выращиванию зерна, скота, овощей и их переработке. Тогда мои земляки не будут в большинстве своем уповать на дары природы и продавать за бесценок перекупщикам мясо, овощи, ягоды, орехи, которых становиться в нашей тайге все меньше и меньше. Пусть в центре села, а не на его окраинах появляются аналогичные магазины, как Титан и теплый круглогодичный рынок для тружеников села и района. Мечтая об восстановлении кинотеатра «Хилок», детских площадок и аттракционов  для всех возрастов. Я в мечты свои верю, и не зависимо от национальности, религиозной веры, социальному положению бичурский народ, я уверен, этого достоин, мы живем в 21 веке.

 

Борис Утенков
г. Усть-Кут