Прочитала в одном из номеров районной газеты статью Б. Утенкова «Двух дней рождений у села не бывает». С ее названием я согласна. Но считаю, что автор необоснованно обвиняет внештатного корреспондента Ф.С. Гнеушева в искажении фактов относящихся даты основания Бичуры. Из поколения в поколение передавалось, что основанием Бичуры мы обязаны Василию Гнеушеву и его сыновьям, которые первыми на 55 лет раньше раскольников вступили на нашу землю в 1710 году. Поэтому-то фамилии Гнеушевых нет в списках первых переселенцев раскольников.

    Старая Бичура - это моя малая родина, в которой родилась, работала, начиная с военных лет, вся моя жизнь прошла здесь. Мне ли не знать историю жизни моих предков. Молодежь должна знать историю своего села, свою родословную. Об этом справедливо сказал писатель Василий Белов: «Нельзя воспитать в себе высокое нравственное начало не зная того, что было до нас». Наши предки прошли все тяготы жизни, которые выпали на крестьянина по всей России еще с Петровских времен. Обидно и больно за то, что автор упомянутой статьи старается опровергнуть это прошлое.

    В своей книге «Семейские» Фирс Федосович Болонев рассказывает о воспоминаниях семейских: как они поселились в Бичуре: «Старики сказывали мне, что семейские сюда пешком шли, шли долго, годами, говорят, в дороге хлеб сеяли. Где дадут землю, там и посеют, снимут урожай и с хлебом идут дальше. А без хлеба-то далеко не уйдешь скота у них не было, кони были. Пришли они к пади Хурут, табор раскинули, видят, что падь маленькая и речушка Хурут небольшая. Отаборились и пошли на гору. И с горы увидели небольшой поселок, где сейчас Старая Бичура. Спустились с горы, но в поселок не пошли, боялись здешних переселенцев. А кругом был лес густой. Вернулись они к табору обратно и рассказали всем о поселке и реке. Решили они туда переехать. Послали трех человек в этот поселок. А в поселке в этом жили переселенцы, они согласились, чтобы пришлые рядом поселились. Эти трое рассказали всем, что переселенцы не возражают о переезде их в деревню. Снялись с табора, и давай переезжать в деревню, строиться не в самой деревне, а ниже по речке. Построили землянки шалаши, балаганы-времянки, стали заниматься хлебопашеством». Это воспоминание было записано от Осипа Феоктистовича Перелыгина, 1879 года рождения. Много трудностей семейским пришлось преодолеть, пока обустроились, но у старожилов-первопроходцев к этому времени уже были свои поля, расчистки, и землю раскорчевали раньше. Мой прапрадед построил на реке Бичура водяную мельницу. Это было важным событием. До этого, хлеб мололи на ручных мельницах. Пришедшие раскольники с радостью привозили молоть свое зерно к нему. В детстве я видела оклад этой мельницы - торчащие из земли и воды лиственничные бревна. Позднее, раскольники ниже по течению построили мельницы рядом со своим окрепшим поселением. 

    Уважаемый Б. Утенков, думаю надо руководствоваться не только фактами, изложенными уже после вышеперечисленных событий в Протоколе обыкновенного общего собрания Троицкосавско-Кяхтинского Отделения Приамурского Отдела русского Географического общества, но и уважать правдивую, героическую историю наших предков.  А по поводу даты рождения Бичуры, здесь не должно быть никакого сомнения, у нее действительно один день рождения. Мне 76 лет - может быть, не доживу до юбилея родного села дети, но хочу, чтоб ученики, молодежь знали исторические события происходившие в действительности. В 2010 году Бичуре исполнится 300 лет. Для всех бичурян она была и есть святая, как хлеб, юбилей сделает ее еще прекрасней и родней.

 

В. Утенкова

пенсионерка, в прошлом учительница Старобичурской начальной школы.

Статья в газете "Бичурский хлебороб" - 29 сентября 2006 года № 77-78 (7139-7140)

Метки: История, Статьи

Комментариев: 0

Зарегистрироваться или войдите, чтобы оставить сообщение.