В заголовок я вынес выписку из статистических данных по населенным пунктам Западного Забайкалья 1896 года. Коротко прокомментирую цифры, которые опубликованы Н.А. Крюковым в работе «Западное Забайкалье в сельскохозяйственном отношении», изданной тогда в Санкт-Петербурге.
   Итак, село Новобичура - это крупное поселение староверов имело на тот год 760 дворов, 5000 душ населения, из них мужчин 17-55 лет, т.е. самого работоспособного возраста 1198 человек. Ежегодно посевы составляли 4110 десятин, да столько же поднималось паров, таким образом, пашня занимала свыше 8200 десятин. Плюс приусадебные огороды занимали 760 гектаров - было чем заняться крестьянам.

     В собственности бичурян име­лось 2218 лошадей, почти столько же голов крупного рогатого скота и другая живность. Люди исправно платили денежные и прочие повин­ности.

    Протокол общего собрания Кяхтинского отделения Русского Геогра­фического Общества от 28 октября 1894 года на странице 5 поместил доклад известного тогда исследова­теля Ю. Талько-Грынцевича под на­званием «Семейские (старообряд­цы) в Забайкалье». Я сделаю попыт­ку дать коротко основные положе­ния его и прокомментировать, срав­нить с другими документами. Начнем со страницы о бичурянах.   «Третья партия семейских, вы­шедшая в 1755 году с родины, шла три года и в 1758 году прибыла в Ир­кутск. Она состояла из 26 семейств и 70 душ. Сначала поселилась на реке Иро, где жила 9 лет, но вследствие сильных морозов перешла на реку Хилок и там основала теперешнее село Бичуру». Далее посмотрим, что пишет нынешний исследователь се­мейских, доктор исторических наук Ф.Ф. Болонев. «О новопоселенных в Бичуре в документе сказано: «Бичюрской де­ревне поселенные крестьяне-старообрядцы объявили следующее - пе­реселены мы в прошлом 1767 году из Польши, с лежащих в оной рек Сожи и Боха, городов Гоми и Хмель­ника, мужеска пола 186 и женска 185 душ». Старообрядцы были посе­лены в двух верстах от православ­ных» (Болонев Ф.Ф. «Семейские», г. Улан-Удэ, 1992, стр. 52). Далее чита­ем там же: «...По мнению самих би­чурян, перешли сами (из Иро) на речку Бичуру в Бичурскую деревню. Это случилось в 1768 году». На той же странице ниже смотрим: «При переселении из Польши их числен­ность достигала 70 душ мужского и 66 душ женского пола».

    Итак, более подробные данные Ф.Ф. Болонева ставят все на свои ме­ста: и дату, и количество людей, и, са­мое главное - на речке Бичуре уже стояла деревня, где жили православ­ные. Старообрядцы же основали Но­вую Бичуру, которая в статданных За­падного Забайкалья Н.А. Крюкова от 1896 года называется Новобичура. Но продолжим путешествие по докладу Ю. Талько-Грынцевича: «В Бичуре семейские нашли и право­славных сибиряков, значительно обурятившихся... Борьба с ними за землю была тяжелая и продолжи­тельная, потребовала даже вмеша­тельство властей. Но, в конце кон­цов, сила кулака одержала перевес, и земля осталась за пришельцами».

    На странице четырнадцать док­лада Ю. Талько-Грынцевич перечис­ляет фамилии новопоселенных ста­роверов, о них читатель уже знает. Но вот некоторые данные его расхо­дятся с цифрами Н.А. Крюкова. Таль­ко-Грынцевич опубликовал доклад на два года раньше Крюкова, а раз­ница их большая. Так, 11 страница доклада Ю. Талько-Грынцевича гла­сит: «В настоящее время через 116 лет от своего основания Бичура име­ет 700 домов, тянется на 11 верст и имеет свыше 3000 населения, одних душ мужского пола до 2400 чело­век».

    Я считаю, что данные по числен­ности населения у докладчика были неверными, что он почти и опроверг их своей последней цифрой - 2400 человек мужского пола. Прибавьте к ним столько же душ женского пола - получите 5000 населения, что соот­ветствует статистике Н.А. Крюкова от 1896 года (Кяхтинский краеведчес­кий музеи им. Обручева, отдел ред­ких книг).

    В Бичуре семейские выстроили себе церковь, которая у них была от­нята в 1850 году и стояла в запусте­нии до 1883 года, утверждается в докладе. И читаем далее: «Хоронят семейские своих покойников ночью. Это соблюдается при других религи­озных обрядах». Откуда взял этот факт Ю. Талько-Грынцевич не указа­но. Но далее на странице 23 он весьма похвально отзывается о Би­чуре и ее обитателях. «В 1893 году в округе Бичуры работало 83 мельни­цы». Как раз в это время Бичура стала центром участка, в который входило 5 волостей: Бичурская, Еланская, Малокуналейская, Малетинская и Окино-Ключевская - в них-то и в со­вокупности имелись эти мельницы - кормилицы  крестьян. «Характерная черта семейских - славянское хлебосольство. Они дружны и в управлении своими об­щественными делами. Нищих среди них почти не встречается. Семейские - одна из самых чистых ветвей великорусского племени», - заключает Ю. Талько-Грынцевич.

Кяхтинский кра­еведческий музей, отдел редких книг, (Протокол РГО от 28 октября  1894 года).

И. Истомин,
Внештатный корр.газеты «Бичурский хлебороб»
с. Елань.

Комментариев: 0

Зарегистрироваться или войдите, чтобы оставить сообщение.