Возврат на главную страницу

   Наблюдаю за работой экипажа. Сегодня ведется обычное наблюдение, но где-то далеко отсюда, на верховьях реки Темник работают две группы парашютистов, «локализуют загорания». А вот и первый лесной пожар – горит недалеко от улуса Гутай, язык пламени простирается от дороги у подножия горы и идет по сухому склону вверх. Понятное дело, это загорание рукотворное, и причина ему - человеческая беспечность. А вот пожар покрупнее, площадью примерно гектаров 40, и горит за улусом Дабатуй; Виктор Александрович делает пометки на карте и что- то говорит в микрофон. В самолете запахло дымом, видимость упала, летим в сплошном дыму; пытаюсь различить населенные пункты: Буй, Узкий луг, Пески, вдали с трудом просматривается Потанино. Еще раз пересекаем Хилок и углубляемся в буйские леса. Зеленое море тайги! Истерзанные лесозаготовителями пади и распадки; то тут, то там склады и дороги, дороги…. Дым отступил, но видимость неважная. Пытаюсь наудачу фотографировать. Внизу кедрач, просветов меж деревьями практически нет, лишь изредка россыпи камней, но вот и утесы. Гигантская каменная стена утонула в кедрачах и ее размеры впечатляют, даже с высоты. Красота! Самолет кренится на правый борт и видим новый пожар – горит уютный зеленый распадок; разделанные волока, а чуть ниже вагончик лесозаготовителей – и тут без человека не обошлось….Пересекаем реку Бичурку, и вот он - Гуляевский тракт. Хорошо просматривается стрелка тракта перед Каменной, покосы в Мусольке и Кокуцеле, а вдали – каменный стол Афонской сопки.. Машинально посмотрел на часы – 13.38. Сдвинуть бы время, опуститься на поляну, в другом времени, походить, посмотреть, поговорить с людьми того времени, прокатиться с ямщиками под колокольчик…. А самолет тем временем пересекает таежные реки Шарагорхой, Киреть, Барун Киреть и пролетает над Еланью. Видимость более менее нормальная, снимаю село и прилегающие поля. Редкое ныне зрелище засеянных и ухоженных полей, хотя и угнетенных засухой, воспринимается с «чувством глубокого удовлетворения». Но вот снова потянуло дымом и взору открывается панорама грандиозного лесного пожара: горит лес западнее Хаяна, выгорел лес вокруг священного места – Обоо, вот взметнулся в небо черно-рыжий столб пламени; нагретая в пекле смола огромной сосны воспламенилась подобно взрыву, и в одну секунду от лесного великана остался жалкий огарок. Знаю, что внизу самоотверженно тушат огонь лесники обоих лесхозов, и мысленно пожелал им успеха; ох и трудное и опасное это дело, тушить лесной пожар, да еще в такую жару! Внизу видим сильно обмелевшее озеро Харасун; летим параллельно Хилку на расстоянии примерно 3 - 4-х километров от него, по правому борту хорошо просматривается местность Плита, а меж гор извивы Хилка и протоки, протоки и острова - их бесчисленное множество. А вот по левому борту пейзаж унылый и однообразный: редколесье с песочными проплешинами; надежду на жизнь вселяет заблестевший в лучах солнца Чикой. Некоторое время летим над руслом; вода упала до критического уровня, мелкие проточки и заводушки просвечиваются насквозь. Река виляет так, что иной раз невозможно понять, а куда же она течет? Острова и прибрежная территория более менее зелены, а вот лесостепь вокруг выгорела напрочь, и цвет тут только один – серый. Удаляемся от Чикоя и пересекаем Селенгу – пейзаж унылый; под лучами нещадного солнца и здесь выгорело всё. На редких оазисах, на берегу люди пытаются косить сено. Не позавидуешь сельчанину!  Темник   Но вот и леса. Идем вдоль Темника. То, что я раньше говорил об извилистом Чикое – забудьте. Темник не просто извилист. Темник – это красиво, каллиграфически выполненная надпись на бархате таёжных сопок. И мне захотелось воскликнуть: «О, Темник, воспел ли кто тебя? Твои плавные повороты, отороченные золотом песчаных кос? Твои каменные обрывы, ниспадающие в темные древние воды? Твое темно-голубое небо, лежащее в глубоких омутах!» От созерцания бесподобной реки меня оторвало оживление в самолете.   Вижу, как летнаб переговаривается с пилотом, с бригадами парашютистов, находящихся, где-то под нами. Одновременно на связи находятся и лесхозы наблюдаемых территорий. Внизу отчетливо вижу недавний пожар: покрытый пеплом склон горы, торчащие стволы обгоревших деревьев. Людей не видно, но они там, ведут зачистку кромки пожара. Делаем круг и снова ложимся на прежний курс. Пристально всматриваюсь в горизонт, надеясь увидеть Байкал, но он скрыт хребтом Хамар Дабан. Самолет ложится на правый борт, курс – на Щучье озеро, Гусиноозерск. На Щучке полно народу: побережье запружено легковушками, народ купается, отдыхает. А Гусиное озеро в мутной синеве, как слезинка в высохшей степи. Снова пересекаем изрезанную протоками Селенгу и взору открывается Новоселенгинск, вольготно расположившийся в степи на левом берегу. А меня, собственно, интересует не левый, а правый берег, то есть то, что осталось от старого Селенгинска. А осталось немного. Ищу взглядом и нахожу: внизу, напротив высоко вздыбленного каменистого левого берега, обширная поляна, с высоким архитектурным сооружением посередине; это всё, что осталось от старого Селенгинска. Назовем это сооружение как подобает: памятник архитектуры, каменная Спасская церковь (1783-1789), часовня Св. Креста (1891), а рядом – могила генерала В. В. Якобия, последнего коменданта Селенгинской крепости. Провожаю взглядом это интереснейшее историческое место, фотографирую окрестности. А самолет, словно истосковавшись по дому, взлетает над Плитой, и падает к милому сердцу Хилку, скользит над водой, разгоняя разомлевших на солнце коров, обгоняет десяток огарей, летящих над водой параллельным курсом и шлепает колесами по пыльной взлетно-посадочной полосе. Наш самолет совершил посадку в аэропорту посёлка Сахарный завод. Ну а мне остается поблагодарить экипаж в составе командира корабля Ан – 2 Кислова Александра Михайловича и летчика-наблюдателя Лобова Виктора Александровича за профессиональную работу и предоставленную возможность совершить это увлекательное путешествие.
С вами путешествовал Д. Андронов.
Командир корабля Кислов Александр Михайлович и летчик- наблюдатель Лобов Виктор Александрович бороздят вместе воздушные просторы Бурятии уже 20 лет.
Другие фотографии смотрите в фотоальбоме!



 

Комментариев: 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.