Возврат на главную страницу

Родова

13 Ноя, 2010 04:38
[quote="Виктор"]
[size=9:7a72e1d312]Первым упоминанием о терюханах, впоследствии как о независимой этнографической группе, можно признать сообщение 1227 года, когда владимирский князь Юрий Всеволодович "мордву отогнал от града [Нижнего Новгорода], и жилища их и зимницы разорил.[/size:7a72e1d312]
Не вижу противоречий между приведенной цитатой и материалами Дмитрия. Представляется, что она достаточно достоверно указывает на истоки образования фамилии и ее древние корни. Ведь в цитате упоминается[b:7a72e1d312] Древняя Русь[/b:7a72e1d312], первая половина 13 века, начальный период формирования домонгольской Московской Руси, вокруг которой наряду с русичами проживали родственные им племена - чудь, мурома и др., в том числе и те(ю)рюханы. Ведь здесь упоминается не отдельный род, а независимая этническая группа того времени, подобная этнической группе семейских 20-го века.

Давай с тобой, ЗЕМЛЯК, поговорим...

14 Ноя, 2010 14:55
Есть ощущение, что подобные костюмы я видел, но в тех краях бывать не довелось.
Прикреплённые файлы:
15 Ноя, 2010 01:05
Некоторые уточнения: первое упоминание о Москве - 1147 год,
первое упоминание о Те(ю)рюханах - 1227 год; начало первого татаро-монгольского нашествия - 1237 год.
Заглянул в комментарии к "Бичуре-дочке" (давно не просматривал) - а там жаркая дискуссия, можно сказать, пыль столбом...
Виктору. Национальные женские одежды славянских и близких им народов России не могут быть не похожими в силу общих условий быта и основных видов деятельности - любая одежда в первую очередь носила функциональный характер. Тулуп - он и в Африке тулуп, а стремление женщины приукрасить себя броскими многоцветными нарядами неистребимо со времен Евы. Костюмы похожи. Но мне не пришлось встречать в русских регионах что-либо , близкое к женским нарядам семейских. Только алтайские староверы (там их зовут поляками) сохранили этот стиль. Говорят, что и на севере Приморья (Терней, Светлая) еще можно встретить такое. Но там мне еще не удалось побывать, только надеюсь...

Давай с тобой, ЗЕМЛЯК, поговорим...

15 Ноя, 2010 02:12
[b:93f026e1f0]ЗАПАН[/b:93f026e1f0]
вид женского передника, [бывш.] Буйск. у. Костр. губ. (ЖСт., 1897, вып. 3–4, стр. 464), запан – то же, ряз. . Форма с конечным ударением, возм., заимств. из тюркск. (Этимологический русскоязычный словарь Фасмера, http://www.slovopedia.com/22/199/1633780.html). Лексический анализ бытового языка семейских более точно может подсказать их родовую вотчину. Как и предполагалось раньше, - это Северная Русь, Кострома, Муром, Золотое кольцо.

Давай с тобой, ЗЕМЛЯК, поговорим...

15 Ноя, 2010 05:08
[quote=Василий]

Цитировано:

Одежда славянских и близких им народов...не могут быть не похожими в силу общих условий быта и основных видов деятельности

И я о том, снимками размещенными, говорю.
Прикреплённые файлы:
15 Ноя, 2010 05:40
Термин "терюхане" не является самоназванием, а связан с наименованием центра их проживания - села Большого Терюшева, происходящего от мордовского языческого мужского имени - Теряй / Терюхай / Терюш.
Как уже упоминалось, скорее всего, Пургасовой Русью летописцами были названы [b:d9ba16bd09]русские, жившие среди мордовского населения[/b:d9ba16bd09]. Это были славяне-земледельцы и охотники-промысловики (зависимые или свободные крестьяне, пришедшие из суздальских и новгородско-псковских земель), нашедшие среди местной мордвы желаемую землю и свободу.
По свидетельству историков, славянская колонизация древнемордовских земель совершалась в два этапа: крестьянский, преимущественно мирный, охватывавший VIII-X века, и великокняжеский, военный, в XII-XIII веках[4]. Еще А.П. Смирнов отмечал, что на ранних этапах (до XIII века. - Д.К.) колонизация мордовского края сначала осуществлялась не князьями, а рядовым сельским населением. По всей вероятности, она осуществлялась с юга и юго-запада. В более позднее время наблюдался [b:d9ba16bd09]значительный приток славян[/b:d9ba16bd09], которые [b:d9ba16bd09]сумели в новой обстановке не только сохранить свои этнографические черты, но и окончательно славянизировать коренное население[5]. [/b:d9ba16bd09]
Из русских не календарных имен наиболее популярными у мордвы были :
Беляй, Бесстуж, Богдан, Деряба, Добрыня, Дружина, Заварюха, Истома, Калина, Любим, Мал, Малец, Малка, Малой/Малый, Малыш, Меньшой, Молчан, Мордвинко, Морозка, Надежда, Надей, Нехорош, Нечай, Пушкарка, Первой, Радай, Рассей, Русска, Руська, Седой, Сизой, Славка, , Смолька, Татарко, Торопка, Тужилка, Удалка, Умняшка, Упырка, Худой, Цыган, Черняй, Чувашко, Чудай, Ширяй, Шумилка.
(Перечень сокращен произвольно. Виктор)
15 Ноя, 2010 06:44
Интересно, но историки утверждают, что в Древней Руси и в Московском царстве даже после Смутного времени национальный признак не играл существенной роли. Все - москали, малоросы, рязанцы, тверяки, пермяки, казаки и даже поляки - были славянами, они делились на крещеных и некрещеных (поганых). К последним причислялись католики и лютеране. Но любой, независимо от происхождения, считался русским, если принимал крещение. Вспомните Ганнибала, Арапа Петра Первого, деда А.С. Пушкина! И главной причиной изгнания поляков из Москвы в 1612 году явились не сомнения в происхождении Григория Отрепьева (он уже длительное время сидел с поляками в Кремле), а его отказ перейти под покровительство Константинопольской церкви и принять православную веру.

Давай с тобой, ЗЕМЛЯК, поговорим...

16 Ноя, 2010 15:23
Если устроить игру "Найди N-отличий в нарядах" -- разница,даже между бичурскими и тарбагатайскими нарядами семейских,БУДЕТ!!!Что уж говорить о мордве и чувашах :?:
17 Ноя, 2010 15:13
В работе Ф.Ф. Болонева наткнулся на сведения, которые, возможно, имеют связь с упомянутой РПН-Бичура poдовой - МИХАЛИ.
"Село Десятниково было, по всей вероятности, основано Михалевыми. Академик Паллас "называет две деревни, расположенных по ручью Тарбагатай - Бурнашевка и Михайловка (думаю, что у Палласа описка). Историк В. Гирченко называет эту же деревню - Михалевская. Так именует ее и А. М. Селищев, который читал Палласа в подлиннике. Фамилия Михалевых встречается уже в списках 1746 г., а также в документах более позднего времени. Весьма разветвленный род Михалевых проживает в этих селах до настоящего времени".
Вообще-то автор - B.Cинeльковa, но с указанием Ф.Болонева, что работа сия - типичная перепечатка из его работ. В работе толково и подробно рассказано о взаимообогащении семейской и бурятской культур. И по одежде, в частности.
21 Ноя, 2010 12:07
А в Бичуре есть Михалевы, надо просто расспросить, имеет ли их фамилия отношение к Михалям, или же это самостоятельное прозвище, к примеру Михайловых или любой другой фамилии.
Относительно Терюхан. Как я понял, они являются все же частью мордвы, наряду с другими группами.
БЭС;

Терюха́не — псевдоэтноним (этникон) мордвы, жили в 40 селениях Терюшевской волости Нижегородской губернии — ныне Дальнеконстантиновский район Нижегородской области.

"Слово терюхане связано с названием центра их расселения — села Большого Терюшева и происходит, вероятно, от мужского имени (Те́ряй — Терю́хай — Терю́ш). Терюшевская мордва очень рано вступила в тесные контакты с русскими, но крещены были только в середине XVIII века, позабыв к этому времени эрзянский язык, сохраняя, однако, мордовское самосознание и дохристианские во многом обычаи и обряды. В первых десятилетиях XX века они полностью утратили мордовское этническое самосознание, окончательно влившись в русский этнос."
Однако встречается в интернете и другое толкование терюхан: как русские крестьяне, жившие среди мордвы - основоположники крестьянской колонизации Мордвы.

Всем доброго здоровья!

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.