|
29 Дек, 2010 17:31
#
Старикам надо показывать. Может, они ещё хранят в своей памяти сведения об этих людях.
... не думай, что всё проходит бесследно ... придет день, и ты вернешься домой ... |
|
30 Дек, 2010 05:22
#
Фото столяра.
Мне почему-то не верится,что у станка [b:7bdd7cc7dd]ручной[/b:7bdd7cc7dd] привод.Это каким же богатырём надо быть!На фото под навесом ничего не видно.Тут (возможно и ошибаюсь) надо "танцевать" от водяной мельницы. Фото прядильщицы и ткачихи. Лица женщин - в профиль,что затруднит узнавание.Но вот "архитектурная" особенность печи - интересная.Бичурский "стандарт" -- печка-плита и печка-пекарня - перпендикулярны,а на фото - параллельны.Хотя...Прочитав "Просеку" Н.Исаева,высказал своё недоумение старшим родственникам,что автор часто использует словосочетание "растопить очаг" (никогда не слышал от бабушки/дедушки слово "очаг".На что получил ответ,что раньше печки делались ещё и с очагом,задача которого сводилась [b:7bdd7cc7dd]только в освещении [/b:7bdd7cc7dd].Возможно слева у печи именно ОЧАГ и есть???Тогда не пойму где плита? P.S. Ткацкие,как и столярные (капитальные),станки - [b:7bdd7cc7dd]наперечёт[/b:7bdd7cc7dd]! Ещё дополнение от старших -- в старые времена очень даже могло не быть печи-плиты!!! |
|
30 Дек, 2010 13:28
#
А плиты и не было. В то время хозяйки все готовили в русской печке.
Такую печь я видела в детстве у бабки Лукерьи. Она жила по ул. Коммунистической, чуть выше старой почты. Бабка была строгая. Мы её даже чуть побаивались. Всегда ходила в темном сарафане, праздной я её ни когда не видела. Жила просто, с каким- то укладом, отличным от нашей жизни. Мне сейчас кажется, что по каким- то своим устоям. И она до смерти не изменила своим нравам. Так вот, в таких печках готовили суточные "шти", картошку в мундирах, парили паренку, пекли хлеб. Как я знаю, готовили действительно на целый день. Ведь в печи пища остается долго теплой. А молоко топленое в печке , с пенкой, кто пробовал тот меня пойдет. Вкуснятина. И готовили ту пищу которая быстро не портилась. А "суточные щи на второй день еще вкусней, картошку в них не добавляли, чтобы не закисло. Хорошо протопив печь,ставили готовить "стюдень" (холодец), варили с утра до вечера, все мясо хорошо с косточек отстает. Процедура приготовления холодца заключалась в том. что его "Разбирали" всей семьей, а самая вкусная косточка доставалась любимцам. А косточки от ножек, использованных на холодец не выбрасивали, вечерами играли в "абабки" Света не было - зажигали очаг, заранее готовили лучины, они обязательно сушились на печке. Тетки пряли и пели песни. Так, наверно и родилась песня- "Догорай, гори, моя лучина... Так жили деды, бабки наши. Эх, была б их жизнь чуть краше, Ночью жгли очаг в печи, Плели союзки и подзоры, Вели о жизни разговоры. На печи спал стар и мал, Шумел, кипящий самовар. Мечтали, жили, суетились И возможно веселись. Жизнь та трудною была, Да иная не дана. |
|
30 Дек, 2010 14:09
#
Роспотребнадзор-Бичура,чёрт Вас побери :!: Спросите совета у админов и зарегистрируйтесь нормально!(Тем более Вы сами себя назвали в подписях к стихам).У Вас же есть о чём сказать,возможно есть о чём-то спросить.А санэпидемстанция подождёт,Евдокия Владимировна!У Вас ещё и стихотворный дар хорош!!!Зачем скрываться за каким-то "Роспотребнадзором" :?: Объяснить могу и я как "переименоваться",но это дело админов.
ОЧЕНЬ интересно и желательно Ваше присутствие на форуме. А Вы,Евдокия Владимировна,из семейских?Просто Ваши пояснения о печке -- слово-в-слово с пояснениями моей матери. |
|
30 Дек, 2010 14:54
#
Да нет, Дима, привод ручной. Я долго корпел над этим снимком. В фоторедакторе крутил регулировки и так и сяк... В глубине завозни стоит мужчина в пиджаке, в левой руке держит носовой платок. Правой он крутит колесо. В тайге приходилось видеть несуразно большие молотильные колеса, только сплошные, сделанные "с нарвами", так вот это такое же, только со спицами, не сплошное. А раскрутить конечно трудно, но использован эффект рекуперации, колесо тяжелое, оно как маховик. А крутить можно и вдвоем, втроем, по очереди.
Да, слева в углу печи очаг. Но только осветительную роль он играл не всегда. Иногда в основание очага вделывали чугунную плиту, небольшую, на один кружок. Когда недосуг топить русскую, можно было быстро разогреть те же шти или чайник мелкими дровишками или щепками. Кстати, вон он стоит на чувале. А большое отверстие это даже не устье печи, а загнетка, устье дальше, внутри. Судя по всему, печь имеет опечек, сделанный из кромлёных плах. Приходилось разбирать подобные печи в пятистенке. В одном случае опечек опирался на каменный фундамент (явно с утёса) , в другом - прямо на пол. Пространство под подом засыпалось гравием - хрящём, для сохранения тепла. Видимо, эта печь глинобитная, кирпичи не просматриваются. И еще, обратите внимание, опечек раскрашен в стиле, характерном для семейских домов начала 20 века. Всем доброго здоровья! |
|
30 Дек, 2010 17:24
#
Дмитрий Анатольевмч,меня,честно говоря,уже "достало" это Ваше - "Да нет,Дима...".С секундомером хорошо моделировать,Вы представьте это "в натуре" - про секундомер Вы точно забудете :!: И никакой фоторедактор не поможет.
|
|
31 Дек, 2010 15:22
#
Буквально за несколько часов до нового года прояснилась судьба наших прях. Могу назвать имена этих великолепных семейских женщин сестёр. У окна: Перелыгина Наталья Васильевна , за прялкой Перелыгина (Исаева) Лукерья Васильевна. Наталье на фото примерно 30 лет, Лукерье - 25. Подробности после праздника.
Дима, оказывается не прав не ты, не я. Токарный станок крутили... ногами! Всем доброго здоровья! |
|
11 Янв, 2011 17:01
#
Вы уж,Дмитрий Анатольевич,поясните как ЭТО приводилось в движение ногами.По принципу самопрялки что ли :shock:
А каким образом прояснились героини? |
|
13 Янв, 2011 14:26
#
Занимаясь поисками, увидел во дворе у одного бичурянина под навесом нечто похожее на такой привод. Правда, крутил он не токарный, а точильный станок. Ножной привод очень прост: широкая доска-педаль, с одной стороны закрепленная шарнирно, а к другой привязан сыромятный ремень, с метр длиной, а он в свою очередь привязан к кривошипу. А кривошипом в данном случае является утонченный ковкой и загнутый буквой Г конец вала. На валу крепится чугунный маховик, а на противоположном конце вала устроен точильный круг. На мой вопрос, где использовалась такая схема привода, Василий (хозяин ) ответил: - Да на токарном станке..., только там привод с увеличением был (т.е. с передачами).
А рассказ о женщинах пряхах, думаю, скоро будет. Сдедали запрос относительно экспедиции А.М. Поповой в Иркутский краеведческий музей. Всем доброго здоровья! |
|
14 Янв, 2011 06:59
#
Описаный привод и есть "принцип самопрялки"!!!Но я видел самопрялку в работе,даже при небольшом усилии цевку (на что пряжа наматывается) можно остановить и тогда начинают буксовать приводные нитки-дратва или слетают с колеса вообще.
О росписи семейских домов.Самым распространённым элементом был цветик-шестицветик (как внизу на печке на фото прях).Но на печке он [b:44622e04c3]нарисован[/b:44622e04c3],а у меня внутри дома сие [b:44622e04c3]процарапано[/b:44622e04c3] каким-то огромным циркулем. |