|
06 Сен, 2011 22:58
#
Приглашаю всех на заваленку отметить шумно и весело, с шутками-прибаутками, анекдотами, песнями и частушками под баян, под кваканье лягушек День моего Нового года. Просьба оболакаться потеплее, чай не лето. Опаздывающим - бежать лихоматом.Виртуальный стол сварганим вместе, типа кто что приташит. а чиник я поставлю и пирог из черемухи за мной.
|
|
07 Сен, 2011 04:38
#
Иван, найдите кнопку "Правка", при помощи которой легко можете удалить огромные фотографии или заменить их на аналогичные, только меньшего размера, заранее подготовив их. А ещё неплохо было бы обрезать отсканированные снимки и добавить контраста.
|
|
07 Сен, 2011 06:02
#
поздравление от всей завалинке для Любовь Мотвеевны
шибко охото пирога с черёмухой, а ишо частушек под баян! типа: ты Подгорна, ты Подгорна-широкая улица... как здорово. что все мы здесь сегодня собрались! |
|
07 Сен, 2011 06:55
#
Присоединяюсь к поздравлениям!
Родился и жил в селе Елань с 1947 по 1961 год |
|
07 Сен, 2011 07:29
#
а общежитие позже для доярок построили? Его-то я помню, а здесь не вижу.
как здорово. что все мы здесь сегодня собрались! |
|
07 Сен, 2011 11:28
#
___________________Наши родословные________________________________
ОТКРЫТИЕ ЕЛАНИ «… Слов родней не сыщешь для меня- Родина, родимая, родня…» ( М. ШИХАНОВ. «Красное солнце». 1988 г.) ДАЛЕКОЕ-БЛИЗКОЕ Проехаться по родне было заветным желанием поэта М. Шиханова в последние годы. Только теперь понимаешь, что это земля отцов призывала его проститься с отчим домом. Не успел. Многого. В том числе, например, написать повесть « ХЛЕБ». К 50-ти годам он вызрел для этого, потому что с первых строк шёл к этой теме. «Разминаю колос Узловатый, Зёрна, отливающие В медь… Всё в них дорого и всё Мне свято- Собирал я колоски Когда-то, Чтобы с голоду не Умереть. Под российским Голубиным небом Голубая глыбится страна. Кем бы ни был, ни торил Тропинку где где бы. Знаю, что в стране моей у Хлеба- Нет-не магазинная Цена». Напророчил, однако. Он шёл к этой теме от своей ро дословной. « В моей родне все были Хлеборобами. Земли держались в Нудной маете. И внуки их с отметками Особыми- Находят счастье в борозде. А борозда и пыльная, и длинная . И хочется порой с неё Свернуть. Да не свернёшь: Она, святая, давняя, Как в высь зовущий Ясный» Млечный путь». (« Песнь рассвету».1985 г.) Вот поэтому в мае високосного 1988-го на его рабочем столе осталось и такое: «Всё то же над родиной небушко- В жару, при морозе… Кормили Европу мы хлебушком. Теперь его ввозим. Всё тоже широкое полюшко, Все ливни-косые, Всё тоже высокое солнышко… Да руки-иные! Так хочется времени- Вешнего- С ликующей вербой, Так хочется ясного, Вечного Как русского хлеба!» Не дождался… Михайлов день ДЕНЬ АРХАНГЕЛА Михаила, символизирующий торжество добра над злом. Но кто и где был его ангелом-хранителем? Им был он сам. Для других. Вот уже который год еланские школьники устраивают прздники добра: проводят в своём селе, что в Бичурском районе, чтения в память Михаила Михайловича Шиханова.Вот и нынче, как и пять лет назад, свечку у его портрета зажжёт литератор школы Елена Геннадьевна Стрекаловская. «Минута, и стихи свободно потекут» - пушкинская строка напоминает, что уроки преданности малой Родине начались. Уроки нравственности. Уроки воспитания памяти. Разговор об этом особый. И не мне его вести. Всякий раз, приезжая в Елань, встречаюсь со школьным историком Иваном Фирсовичем Истоминым, о ком поет в свое время выспрашивал у заезжих в Улан-Удэ еланцев. Двадцать лет назад Иван Фирсович организовал встречу «с живой памятью Елани». Родилась поэма «Круговерть» с простой до гениальности – мой взгляд это – первой фразой: «По деревне, по Елани Полетели мои сани…» Да и землякам, историкам по образованию, вышедшим из одной альма-матер, было о чем говорить… -Что навело тебя на поэму «Открытие Сибири»? – спросил как-то поэта. -Я ведь все-таки историк по образованию, - был ответ. Историк по призванию, И. Ф. Истомин не только даёт уроки в сельской школе. С 60-х годов он пишет историю родного села Елань Бичурского района. Причём привлекает к этому всё село. Скупы, ох, как скупы строки о родном селе в истории Бурятии. Многое здесь кануло в Лету. Архив сгорел, а у живых свидетелей, как известно, век короткий. Вот и спешит Иван Фирсович по крупицам восстановить даты и судьбы земляков старинной казачьей станицы. Школьный краеведческий музей в сельской глубинке-один из лучших в республике. По мнению директора республиканского литературного музея Алевтины Васильевны Басаевой, экспонаты еланских школьных музеев(краеведческого-Истомина и литературного- Стрекаловской) сделали бы честь любому государственному музею. «Я ехала сюда за 200 с лишним километров от столицы республики,-сказала она на республиканском семинаре учителей по краеведению, проходившем в этом году в Бичуре и Елани,-с готовностью помочь советом , рекомендацией, но увидела здесь такую культуру музейной работы, что в пору отправлять сюда за опытом профессионалов…» Вот поэтому дело всей жизни учителя истории Еланской средней школы и смотрителя музея в ней Ивана Фирсовича Истомина непременно захотелось придать гласности. Поверьте на слово , что слушать рассказИ. Истомина-это значит: через село в 400 дворов открывать для себя Россию, которую мы потеряли». Наш музей был создан 20 февраля 1960-го года в старом здании. Почему возникла эта мысль? Школа наша маленькая, учителей знали все колхозники. И к нам в школу поступали нуклеусы и другие каменные орудия древнего человека. Так в музее появились наконечники, копья из железа эпохи хуннов, удила с псалиями. Эти находки обнаружили колхозники Илья Александрович Арсентьев, которые копали россыпи, брали камни. Затем ребята понесли монеты, разные другие вещи. Мы монет собрали более 500 в то время. Поразили нас большие екатерининские монеты 1762 года. К сожалению их у нас сегодня почти нет. Часть всего из них осталась. Затем другие находки были у нас, документы. Вот остуда и возникла мысль о создании музея. Мы начали собирать их в 1958-1959 гг. А затем уже открыли музей в 1960 году. Была у нас шашка партизанская. Принесли ее братья Коротовы. Были стволы оружия, затем сдали, конечно. Была соха, монеты царской чеканки, первые монеты советские и тд. Все эти экспонаты вошли в музей. У нас было два отдела: исторический и археологический . История села Елани нас заинтересовала тогда же. Мы стали искать разные документы, свидетельства. В начале мы пользовались легендами: О потерянных войском Чингис-хана золоте и драгоценностях и о поисках этих драгоценностей нашим земляком Кузьмой Сарафанниковым. Эти легенды мы собирали, ребятишки писали сочинения. Мы ходили в походы и, конечно, ничего не нашли. Но зато мы нашли на скалах Байса Гужир-Туя надписи древних людей. Около них обнаружили могильники гуннов. Старина нас привлекла, повела и многие родители, ученики, учителя увлеклись идеей. Музей создавали коллективно учителями и учениками. И я возьму смелость сказать: музей создан всей деревней. Само собой возник вопрос: откуда появилась наша деревня, как?....Мы стали искать документы. К сожалению, первых документов нет. Но наткнулись в первом издании истории Бурят-Монголии на тот факт, что здесь первопроходцы основали заставы . Нашу Елань, Буй, Малету и тд. Основал Бекетов. Эти заставы действовали долго- в течении 200 лет. Таким образом, пришли к выводу, что Елань- это старинная пограничная застава между Российской империей и Китаем. Я не оговорился, именно с Китаем. Потому-что граница тогда шла от Селенгинска, по хребтам между Чикоем и Хилком, затем по Малаханскому хребту между Чикойской и Хилокской долинами. В Хилокской долине находились пограничные заставы России. А по Чикою долина была уже занята Китайской империей. И вот однажды, 6 или 7 июля 1989 года из окна своего дома я заметил, что наша сосна (это наш талисман, сторож над Еланью), упала. Я подсчитал, что она «прожила» примерно 300 лет. Тогда у меня возникла догадка, что сосна была посажена на месте одного из постов возле этой погранзаставы, был, видимо, выносной такой пост от погранзаставы метров за 500. От сосны видно все: по долине Хилка от Елани в строну Хаяна, в стороны Окино-Ключей. То есть, если бы напали со стороны Китайской империи какие-то отряды, то они за ранее были бы обнаружены. Пост был сооружен. Затем, видимо, была посажена сосна у большого рва, чтобы прикрывать пограничников. Ров был сделан для защиты от конницы и спускался в деревню. А в деревне на ровном месте были поставлены лиственные рогатки, которые шли к сегодняшнему Татарскому логу, бывшему заградительному рву. И все, что было за рогатками, - улица. Она осталась и до сегодняшнего дня. Зарогатка- так называют ее. Там, где была застава- улица Старая. Рядом выросла Новая ,а потом и другие улицы. Часть названий русские, часть – бурятские. Старая, Новая Зарогатка, Харюза, Оброшная, Култук. То есть возраст нашего села, примерно если взять за ориентир деятельность Петра Бекетова 300 лет. С 1689 года ведет она свой отсчет. НЕМАЯ ЦЕРКОВЬ - Теперь о церкви. Наши изыскания показали, что церковь была построена не нашими, не еланскими. Иркутская епархия послала к нам целую бригаду специалистов, которые жили здесь около двух лет и построили это церковь в середине прошлого века. Но фундамент плиточный, местный камень. Колокольня была с двумя колоколами: большим и малым. Колокол нашей Введенской церкви был слышен почти во всех приходах в радиусе 15-20 км. Одним из знаменитых служителей был поп Миловидов. Очень грамотный был, умница, человек благородный. И вот за то, что слишком большое влияние имел на прихожан, Советская власть постаралась убрать его. Горькая судьба не обошла и нашу Еланскую церковь. В 40-м или в 41-м году осенью отец за руку повел меня в сторону церкви. Помню тот пышный сад вокруг церкви. А еще лиственницы, кругом пожелтевшие листья берез. А в сторону от колокольни стояли две громадные лесины, два бревна длинных-предлинных. И оттуда по ним спускали колокол. Он при мне падал, звенел. Говорят, отправили эти два колокола в Петровский Завод на переплавку…. Немая церковь осталась пустой. Затем кровлю ее железную сняли на какие-то колхозные нужды, разобрали купол и колокольню…. Таким образом, церковь превратилась в хранилище зерна, но а потом – в клуб. Она настолько добротно сделана, что до сих пол бревна целехонькие. Л.ШИХАНОВА (Продолжение следует) |
|
07 Сен, 2011 11:36
#
Это публикации из газеты " Правда Бурятии".
|
|
08 Сен, 2011 03:18
#
Анну и всех присоединившихся благодарю за приятный, красивый и солнечный подарок, за теплые слова поздравления. Я всем желаю здоровья, счастья, хоошего настроения и пусть у вас все в жизни получится.
|
|
08 Сен, 2011 07:52
#
Дохожу до кнопки Загруженные Файлы, нажимаю, вроде бы должно их открыть, но ничего не происходит. Так и не добрался до большой фотографии. А на последней фотографии слева изба доярок, в середине изба, в которой жила хромая женщина, которую звали Марейка. За двумя передними корпусами виден третий. Там под потолком был подвешен рельс, а на нем подвешена вагонетка для вывоза навоза. Вот на ней- то мы катались.
Родился и жил в селе Елань с 1947 по 1961 год |
|
17 Сен, 2011 17:29
#
Э-э-эй, заваленка, народ, вы где, ау? хоть кто-нибудь откликнитесь
|