|
09 Дек, 2011 14:20
#
А раньше так и было. Помню, совсем мальцом был, где-то в 1959 или 1960году... Резали кабана у Кузьмы Дмитриевича. Кабан был очень серьезный, за центнер. Паяльных ламп еще не использовали, и поэтому палили на костре. Разожгли прямо у крыльца костер из поленьев, а кабана, помнится, застрелили из мелкашки. А вот потом начались настоящие мытарства. Кое-как выволокли из засадки, связали ноги проволокой и продели длинную оглоблю. Чтобы смело поднять такую тушу, мужики приняли на грудь и дело пошло. Палили спину, потом бока, регулируя огонь, совершая вшестером синхронный танец у огня. А как опалить живот? А очень просто! Хозяин принес с огорода охапку соломы, и небольшими пучками опалили и живот и подмышки. Помнятся разгоряченные огнем и тяжелой работой лица мужиков. Вот после такой пляски у огня жаренина была для них легкой пищей!
Всем доброго здоровья! |
|
09 Дек, 2011 14:35
#
Да, совсем забыл, к месту старый анекдот... Собрался сосед резать кабана. Собрал мужиков, человек шесть. Зарядили ружье, открыли засадку. Стрелок недоуменно спрашивает: "А где кабан-то?" "А вон, за корытом стоит", - отвечает хозяин.
Всем доброго здоровья! |
|
10 Дек, 2011 01:56
#
Мать моего соседа и друга Ваньки попросила нас заколоть кабана. Хорошо "приняли" почему-то перед процессом, видимо по еланскому обычаю. Ружья не было. Взяли калун, я обухом ударил по голове, кабан упал. Кинулись..., а нож забыли. Пока Ванька бегал за ножом, кабан встал и с красными глазами стал бегать и визжать по загону. Поймать мы его не можем. Мать Ваньки, на чём свет, нас материт. Бегали, бегали, Ванька осердился и:" да-- ну-- его --НА..., давай мать другого." К слову.
|
|
10 Дек, 2011 16:35
#
Ну и ужасы!Совершенно не понимаю,как можно кабана опалить на костре :shock: Когда жил в Томске угощался сельским салом (тамошним),вот там ,похоже,соломой опаливают)))) - на шкурке ворс остаётся.
Топором видел как убивают (чаще быков,коров),но у самого рука не поднимется.А из огнестрелки - даже из СВД делал. |
|
11 Дек, 2011 10:22
#
В любом случае убивать---УЖАС. Поэтому и чаще говорят: Закололи, забили животное ( у специалистов--ЗАБОЙ скотины). А обычаи у всех разные: кто-то стреляет, кто-то колет, кто-то режет, кто-то бьёт. Цель одна, добыть мясо, а после праздник---ЖАРЕНИНА, традиционно наверное у всех одинаково, так уж устроен человек.
|
|
20 Фев, 2012 02:56
#
Кто-то из-за бугра вспоминает цагал. Наш, видимо. А я хочу привлечь внимание бичурских, и не только семейских, что на улице - Масленица. В этом году, кажется, ранняя. Не припомню, чтобы она праздновалась так широко, как рождественские дни и святки, но повод затеплить аппарат где-нибудь в баньке был весьма приличный. За масленницей - Заговенье и Великий пост.
Давай с тобой, ЗЕМЛЯК, поговорим... |
|
20 Фев, 2012 12:36
#
Сегодня пытался вынюхать весну. Делаю это так: выйдя на улицу, втягиваю полной грудью воздух: если пахнет весной, значит пришла,
не пахнет - не пришла. Солнце пригревает, а тень еще морозит. Но пробуждение природы начинается: в саду уже поёт синица, первая предвестница оттепелей, на косогоре начало подъедать снег. До прилета первых птиц остался всего месяц: к концу марта появятся огари, а там и остальные пернатые потянутся к родным гнездовьям. Незаметно сойдет снежок, в этом году символический, и настанут тревожные пожароопасные дни. А пока зима не сдает свои позиции, вот и сегодня, совсем зимний мороз по утру - 30. А в утешение за длинную зиму - масленица. Гуляй народ, немного осталось лютой властвовать! Всем доброго здоровья! |
|
04 Июн, 2012 01:16
#
Больше недели на сайте активно обсуждается тема "Стоит ли портить гору". При высокой активности, как обычно, единого мнения нет и быть не должно. В первую очередь, непонятно, чем испорчена гора: на ней оставили надпись - это ясно! Но как сделана надпись - изввестью, камнями или вскопали борозды, чем она скверна, в чем затаилась опасность такого "деяния" - надпись уродует пейзаж и объединяет всех бичурских с менталитетом пресловутых Кисы и Оси или она грозит эррозией почвы, появлением новых оврагов и т.п.? Звучат и позитивные предложения: почему бы энергию выпускников не направить на озеленение Бичуры, окружающих ее сопок и почему бы не превратить это в традицию для каждого выпускного? Если кто не знает, парк на бассейне, превратившийся сейчас в роскошный, был заложен тонеькими былинками на обширном пустыре только в 1968 г.; до 70-х сразу за выездом из Бичуры начинались поля, до самого Увала можно было увидеть только два хилых кустика тальника, о растительности на дороге за мостом и вспоминать нечего - голая степь до самого Шибертуя, по которой гуляли отары, ветер и шары перекати-поля. А посмотрите сейчас: вдоль трассы - широкая аллея, а над Кукунской горой лесополоса, настоящий лес, где много грибов и лесной живности. Закладывали их дорожники, но почему каждый год не привлекать к этому выпускников, дорожники и лесники будут только рады. Вот и появится "новый", но очень забытый старый обычай. Приведу слова Дмитрия Анатольевича: выкопал мужик на Хуруте черемуху и везет домой. Увидел его староста и грозит: если не приживет - накажу. Теперь все любуются не только черемуховыми садами - растут у бичурских домов и сирень, и рябина, и ели, и лиственницы и всякие культурные насаждения. Поверьте, растут они не из-за боязни, что староста исполнит свою угрозу , а потому, что мужик знал непреложную истину: он обязан посадить дерево, построить дом, родить сына, который тоже посадит дерево, построит дом...
Давай с тобой, ЗЕМЛЯК, поговорим... |
|
16 Июн, 2012 14:37
#
К лесополосе, что вдоль трассы в районе Малого Куналея, приложил руку и я. А дело было так: Ушел наш старый директор Непомнящих Георгий Николаевич в отпуск, за него остался исполнять обязанности заместитель - Юрий Филаретович Батурин, а он неожиданно приболел. Пришлось, вольно или невольно, исполнять обязанности директора старшему мастеру, т.е. мне. В один из дней приезжает ко мне Самойлов Георгий Сергеевич, начальник участка дороги Бичура -Улан-Удэ, с просьбой разрешить посадку вдоль дороги насаждений из тополя. А земля в то время была на вес золота, пахалось всё закрепленное государственным актом до метра. Как я могу разрешить? Ведь я только исполняю обязанности... Думали, гадали, и тут Георгий Сергеевич предложил на период посадки заправлять учебные машины бензином, бесплатно. А бензин в ту пору для училища был в большом дефиците, и я не устоял. Короче, приезжает директор с курорта, учебный процесс идет, машины бегают, вдоль трассы за мостом и перед мостом аллея свеже высаженная, благодать! Выходит на работу, первым делом разбор: - Кто разрешил ?!!! Как посмели отдать землю? Все вопросительно поворачиваются в мою сторону..... Бормочу что-то вроде: - Дык куда ж она делась, она ж никуда не делась... Короче, всё списали на молодость и неопытность молодого старшего мастера, необдуманно отдавшего под тополя почти гектар земли. Прошли годы, уж нет ни Гергия Николаевича, ни Георгия Сергеевича, а тополя стоят, и радуют взгляд всякого проезжающего по трассе.
Всем доброго здоровья! |
|
01 Авг, 2012 23:35
#
Вершина лета. В разгаре сенокос. Бригады разбиты на звенья. Для того, чтобы успеть взять сено до дождей. Поэтому везде - на островах, в Тарбагашке, в верховьях Бичуры - многолюдно и царит полупраздничное настроение: чтобы труд и сено не пропали даром, все нужно сделать быстрее и быстрее. Если дря взрослых сенокос - это настоящая страда (надо успеть и с домашним), то для ребятни это настоящий праздник. На Хилке копновозы в свободное от работы время не вылезают из воды, а вечерами с удочками разбредается по заветным заводям и проокам; в Тарабагаше они с кружкой успевают обежать земляничные поляны, а нв Тюглюе первыми осваивают кедрачи. Шишки еще фиолетовые, смолистые, орешки молочные и их просто так не достанешь, шишки приходится парить. Поэтому почти до утра на всех таборах горят костры: кто-то делится добычей и удачей, кто-то парит шишки, но обязательно кто-нибудь поделится страшилками. Они разные - и про беглых, и про вездесущих коварных поползух (поэтому пропитанный конским потом потник всегда под рукой), про кикимор и водяных... И непременно об Илье Пророке. Это он гневается, раскатывает по небу на телеге и мечет гром и молнии. С Ильи уже нельзя купаться, вода становится холодной и не приносящей здоровья. Вначале все пытаются соблюдать этот запрет, но жара невыносимая и первыми его нарушают взрослые парни, за ними люди постарше. Ребятня только и ждёт этого . И снова на островах по всей реке шум и гам. Все купаются, заканчивается сенокос и наступают обмолотки. Отдельные для каждого звена. И на каждое звено выделяют пару баранов, какми-то неисповедимыми путями правление при "сухом законе" доставало водку для передовиков соревнования. Даже для закончивших уборку последними. Мужики довольны, а женщины ругаются, но от предложений не отказываются. Для ребятни обязательно привозили мед. Прямо с пасеки. Ещё горячий. Все было первым - первый мед, первая свеженина, первые ягоды и первая огородина.Так отмечали сенокос и Илью Пророка в шестидесятые ... А сейчас?
Давай с тобой, ЗЕМЛЯК, поговорим... |