|
16 Июн, 2011 07:15
#
С февраля минуло несколько месяцев, а не только недель, но Виктору так и не удалось попытать во второй раз свою интересную собеседницу. Пока суть да дело, рискну поделиться своими предположениями о происхождении своей фамилии.
Первое. Сразу скажу, что не разделяю возмущений тех, кто отрицает ее происхождение со словом "лгать". На мой взгляд, в этом нет ничего порочащего. Если мы вспомним бичурский лексикон, то не найдем в нем этого слова, оно не употребляется. "Брехать, брешет, брехня" - вот истинные значения неправды. А "лгать" в бичурский лексикон пришло вместе с литературным языком, общей грамотностью, и кто знает, в каком значении оно употреблялось двести, триста или более лет назад. У меня большие сомнения, что в тождественном нынешнему. Второе. Не вызывает сомнений, что происхождение фамилии непосредственно связано с личностью князя Пожарского, Романа Перелыги. Только наследников голубой княжеской крови прошу не беспокоиться понапрасну - князь Роман Перелыга не оставил наследников, а его прозвище не переходило к кому либо из племянников. Родоначальником фамилии является, безусловно, он, но все носители этой фамилии, получившие ее изначально, не являются кровными родственниками, не имеют общих (за исключением Адама и Евы!) предков. Процесс образования фамилий шел по нескольким направлениям. Сын Петра становился Петровым, сын Ивана - Ивановым, сын кузнеца - Кузнецовым и т.п. Но какую фамилию должен носить тот бойкий ученик, ответивший на вопрос Ивана Магдеича, что он сын Петрухи из Степухи - Петрухин или Степухин? Уже писал, что удельным (вотчинным) городом Романа Перелыги был Стародуб-на Клязьме. Крепостного права еще не было, но князя окружала дружина, стольники, челядь, на его земле сидели удельные крестьяне и т.п. Как мог ответить дружинник князя на вопрос, чей он? - Думается, что Перелыги! А виночерпий? - Тождественно! Крестьяне, обрабатывающие его земли - тоже Перелыги. А все вместе они - правильно, Перелыгины! Поэтому можно уверенно говорить, что родовые корни всех Перелыгиных - из этого небольшого теперь подмосковного городка, и отсюда они ушли в Поморье,потом на Ветку, а далее - по всему миру. У кого будет возможность, заверните к истокам своей фамилии. Может быть, мои "изыскания" покажутся поверхностными, буду рад прочесть критические замечания. С уважением, Перелыгин. Давай с тобой, ЗЕМЛЯК, поговорим... |
|
16 Июн, 2011 15:57
#
Здравствуй, Василий! Рад встрече.
Обещания своего не забыл. Раз в месяц "респондентку" навещаю. Она в парикмахерской работает. Составил вопросник на листок. Она его уже выучила. Родственников, что постарше, на которых надеялась, допросила, к клиентам "приставала" - результатов нет, кроме тех, о которых уже сообщал! Вот и в начале сего месяца, пообщался-постригся, не добыв новостей. Так то. Верно, писал ты, обращаясь к Евдокии - нет таких сведений на поверхности, копать надо! По Перелыгиным: таки от "ляги-лыги" идет, по современному лягать, прыгать, перелагать, перекладывать (переложение - перевод). Возможно в языках иных разумеющий, перелагающий, перелыгивающий (талмач, переводчик), и то, что ранее в этой теме рассматривал. Твои версии столь же правдоподобны. Много версий, не многим лучше, чем ни одной!:о) p.s. Василий, Евгений Нищенко - автор "ТОГДА и ТЕПЕРЬ", просил передать тебе большой привет. Он был на сайте без регистрации. Внимательно вычитал материалы по памятнику. Вмешиваться не стал. Твои материалы отметил как очень серьезные и грамотные. Еще ему очень понравилась фотогалерея. Дмитрию уже сказал по тлф. |
|
17 Июн, 2011 02:18
#
Виктор! У тебя бесценный источник информации, практически с неограниченным кругом общения. Не раскрывай его! Такой нужно только холить, лелеять и беречь, как зеницу ока! Иногда - баловать! Цветами или конфетами. С учетом характера и возраста баловство можно подобрать по вкусу. Главное, чтобы не было слишком накладным :lol: . Приеду - сочтемся. При благополучном развитии событий планирую быть в сентябре или чуть позже.
Заглянул на сайт к Нищенко! Первое впечатление - очень хорошее. Выберу время - постараюсь познакомиться более детально, тогда и поделюсь конкретными впечатлениями. Спасибо за привет. Ему тоже низкий поклон и уважение за четкую позицию. Она видна и невооруженным глазом! Давай с тобой, ЗЕМЛЯК, поговорим... |
|
15 Дек, 2011 06:53
#
Не знаю, насколько интересными для форумчан окажутся дальнейшие попытки определиться с бичурской родовой. Учитывая, что по документам проследить ту или иную родословную практически невозможно - метрические книги, по которым можно проследить рождение, брак иные семейные связи, в силу преследования семейских официальными властями и церковью либо не существуют в природе, либо утрачены. Есть предположение, что часть сведений можно получить по данным тех переписей, которые проводились в 18-19 веках. Но эти данные в большей части носят статистический характер, и их можно получить только в архивах, не всегда доступных. Поэтому пока вся надежда на воспоминания тех, кто еще помнит…Да сохранившиеся в отдельных семьях Часовники и Псалтыри, в которых отмечали такие события. Вот что удалось узнать о происхождении прозвищ. Одни из них клановые (семейные), другие можно считать «географическими».
ИРИНСКИЕ. Ни когда не слышал такого прозвища, но, тем не менее… Первая партия семейских, поселившихся в Бичуре, была экспедицией семейных ходоков-разведчиков. Пришли они с Иро. Имущественное расслоение в те годы было уже значительным. Поэтому на второй-третий год вслед за первой экспедицией в благодатную бичурскую долину потянулись люди зажиточные, имевшие определенные запасы для обустройства на новом месте, лошадей, иную животину (переход-то неблизкий!).. А безлошадные и те, кто победнее, перебирались с Иро к единоверцам по одиночке еще много лет. Конечно, лучшие места были уже заняты, поэтому вновь прибывавшие были вынуждены строиться компактно там, где еще оставались места. А поскольку они пришли позже других, и все знали, откуда они объявились, независимо от клановой принадлежности «старожилы» стали называть их иринскими. Точно так же появились редкие в Бичуре заганские, кударинские, билютайские… ДУБАНЫ. С ними несколько проще. На низу жил некто по имени Лупан. Человек заметный – что вдоль, что поперек и силы неимоверной. И родилось у Лупана девять сыновей. Под стать ему – таких же квадратных, таких же сильных, таких же, говорят, буйных нравом и несгибаемых. Под стать дубу. Как Лупан трансформировался в дубана – это лингвистическая загадка, скорее, по фонетической схожести..Но достоверно известно, что все дубаны ведут свой род от этого Лупана. Стал развеиваться сумрак и над ФИНАЩАМИ. Как рассказали, на рубеже 18-19 веков жил в Бичуре Анфиноген (Финога) Афанасьев. Тоже мужик нехилый и весьма зажиточный. Поля, которые выделяли ему, располагались на Муцугунах. Поэтому в первой половине 19 века он перебрался в Мотню (не исключено, что и был ее основателем). Там у него стали рождаться дети. В основном сыновья. Сколько их было – наверное, знают он и его супруга. Но доподлинно известно, что только у его сына, Липата Анфиногеновича, выжило десять сыновей и одна дочь. Один из братьев Липата – Николай, это тоже точно. И, как раньше отметил Дмитрий Анатольевич, наследники Финоги превратились в финащат. Более подробно об этом может рассказать Дора Алексеевна Иванова, которая является, если не ошибаюсь в количестве "пра-", праправнучкой родоначальника финащей. Причем должен отметить, что финащевская родова переходила не только по мужской, но и по женской линии. Но об этом как-нибудь в следующий раз… Давай с тобой, ЗЕМЛЯК, поговорим... |
|
17 Дек, 2011 07:33
#
Предлагаю Вам еще одну из версий. Как мы знаем Бичура расположилась на сыром месте, Бичурка и Хилок давали о себе знать. Местами была такая сырость…, что не пройдешь и не проедешь.
Например, когда мы бегали в детстве к деду в Колесовку, то нам нравилось качаться на «зибунах», страшно, под тобой что - зыбкое, живое, вязкое, но зато как весело было. В Грязнухе сами понимаете по названию, одну ногу вытаскиваешь, вторая вязнет в грязи. А на Поповском, за Бичурой есть интересное место – кочки. Пока добежишь до Хилка в знойную жару, по тысячи кочек проскачешь. Если оступился, то по уши в грязи. Но все это я к чему - раньше когда Бичура обустраивалась, не имели понятия о цементных дорожках, асфальте и бетоне. А чтобы хоть как-то ходить по ограде, умелые плели из ветвей ивы (вербы) дорожки, застилали землю плетенками. Да и умельцы плести лукошки из вербы (ивы) до сих пор сохранились, у наших соседей до сих пор стоит хороший плетень из ивы. Надо дойти до д. Нестера, может он еще что- то вспомнит и прояснит. А из «породы» финашей я ни кого не знаю. Может Финоген Григорьев из них, но его нет в живых, а молодеж вряд ли знает. А вот «Болдосы» живут со мной рядом (только мы говорим «Балдос»). Болтун, болтать, болоболить, но в то время вряд ли говорили балдеть, а вот от болданки, болоболки, болтушки - вполне возможно произошло это прозвище. Потому что все, кто имеет это прозвище, действительно могут хорошо поболтать и хорошо владели болданкой, одним из столярных инструментов. Особенно дед Филимон (Халимон). Он до самой старости, что-то мастерил у себя под навесом. Оказывается, его звали Филимон - Балдос. Его сын Василий, тоже Балдос. Четыре поколения Балдосов знаю, а прояснить почему их так называют, так и не могу. Спросила у Васильева сына тоже Василия, почему их так называют, он только улыбался и ничего вразумительного пояснить не мог. То, что они из породы упертых это точно. По фамилии они все Павловы. А Дабаны, не Дубаны как пишет Перелыгин (кстати, я тоже по материнской линии Перелыгина), я почему то думаю, что - из – за суровости, крутости нрава, статности, как гора Хамар- Дабан, Даба, дыба- получили это прозвище. Они все такие крупные, плечи широкие, ходят чуть сутулясь, взгляд из- подо - лба. (По фамилии они из Куприяновых) Из старшего поколения помню Венедикта (в простонародье Ведёха), старик был крепким, задиристым, на вид действительно суровый, с крутым нравом, чудак и просмешник, глыба. Все они жили в живут или жили рядом, в соседях. А Балдосы и Дабаны еще и родственниками приходятся. «Абачханы» - спросила у дяди Семы Перелыгина, он так загадочно сказал, а это те, кто любит есть яблочки. Вышеупомянутый Нестер, один из них. Раньше, я не знаю, в шутку или в серьез, у них, абачханов, надо было брать разрешение на начало сбора яблочек. Они точно знали, когда это нужно делать. Блюли порядок в сборе сырья. Любая из ягод бралась после определенных природой дней. Знаете, что наши сибирские яблочки можно есть только когда их ударит мороз и при том, нужен уже крепенький. А так их в рот не возьмешь, кислятина. Наешься холодных, морозных яблочек и на несколько дней потерял голос, зачихал, чих, апчи -стал Абачханом. А может хана звали - Абач. Ну, естественно, это все на поверхности, а почему бы и нет, если среди простых людей ходят и такие версии. Ведь яблочки у нас собирают только после морозов, а так они кислые до невозможности. Да и зимой как сохранить, собирали в кадки и на мороз, взял сколько нужно, чуть- чуть добавил сахара и вот тебе угощенье. А лепешки с яблочками, испеченные в русской печке, вкуснее не придумаешь. Иринские, знаю тетю Катю Петрову она из иринских. Позвонила, спросила у её внучки - в ответ – я этим не интересуюсь. Но вот что мне ответила сама тетя Катя- они действительно пришли с река Ира, обосновались в Алташее. Её дед Рябов Роман имел восемь сыновей - Олимпа ( тетя Катя Олимпия дочь), Лазаря, Артема, Захара, Фирса, Кузьму, Андрея, была сестра, но умерла, как сказала тетя Катя сразу- же. Жили у нас на Петровой улице «иринские», они приехали из «Алташея» (Петропавловка- Алтачей). Долго не задержались, не прижились, уехали куда-то на Сахалин. С их девочкой Нюркой я чуть дружила. Мать у неё звали Лукерьей, оказывается она была двоюродной сестрой тети Кати. Отца у Нюрки звали Леонидом. Может живы, может нет, про них тетя Катя не знает ни чего. Свою родословную знаю до прадедов. Ну а сама я кударинская, пришел дед Сергей в Бичуру за поиском лучшей доли. Это как клеймо, в детстве нас всех кликали чикойскими, меня кроме, как сибирочка родственники из клана семейских не называли. Родилась я в Бичуре, а Малая Кудара- это что- то такое, о чем не говорят вслух, чувства - их нет возможности описать. Моего отца увезли из Кудары малым, больше он там ни разу не был. Я смогла осуществить его мечту и побывала в Кударе два раза. Представляете, как будто окунулась в родное материнское лоно. Из его рассказов, воспоминаний деда и родственников я знала каждый уголок. А самое главное, не чувствовала в Кударе себя чужой. Да, еще у нас есть «Михаля», но их лучше не трогать. Есть такое слово подхалимые. Мартишы- это Перелыгины, но какая- то другая ветвь, моим Перелыгиным они не родственники, просто однофамильцы. А их история, что я знаю относиться к прижимости, зажиточности, скупости…. Ну вот это все, что лежит на поверхности…., и все мы живем рядом в одном околотке. Евдокия. |
|
26 Дек, 2011 00:24
#
Благодаря кропотливым трудам "сибирочки"- Евдокии, которая родилась в Бичуре, но считает себя кударинской, семейские смогли расширить свои знания об уличных прозвищах, обычных еще вчера. Спасибо, Евдокия!
Попробуем расположить их в алфавитном порядке: Абачханы... Балдосы... Дубаны... Иринские... Копылы... Мартиши... Михали... Тюрюханы... Финащи... Перечень неполный и, несомненно, должен расширяться. Евдокия поделилась очень важной информацией - в Бичуре живет несколько семей Перелыгиных, не связанных родством. Следовательно, не только за счет внутреннего фактора, репродукции, наблюдалось увеличение этой фамилии, но и за счет притока извне. Об этом как-нибудь позднее... К удивление, сама Евдокия утверждает, что она - кударинская сибирочка .. .А почему :?:.. Давай с тобой, ЗЕМЛЯК, поговорим... |
|
26 Дек, 2011 12:45
#
Наивно полагал, что болдосами могут быть только Тюрюханы. Однако, выясняется, что и Павловы и может еще кто. Считаю, что корень болдосовщины где-то в Тюрюхановке. А болдосы Павловы - это по матери, урожденной на этой небольшой улочке. Возможно, прозвище "всплывало" при появлении в роду крупного мужичка, упертого и своевравного, бесшабашного и веселого. Вот тогда был повод так сказать: - Болдос! Применительно к женщинам это определение не слышал. Но слышал определения, производные от него - болдосИна, болдосОвщина, болдоснЯ.
Относительно групп семей Перелыгиных - не родственников. Отношусь к этому скептически. Думаю, что родня, и очень близкая. Примерно такая картина и у Тюрюхановых. В процессе работы над родословной я и моя ученица Н. Титова тщательно расспрашивали на предмет родства 7(!) групп Тюрюхановых. Убеленные сединой старцы чесали седины, теребили бороды, но отвечали, нет, не родня.Лишь однажды услышали фразу, дескать может и родня, но далекая. Но генетический анализ, сделанный в Академии медицинских наук в Москве, показал, что все они родня, и очень близкая! И оторвались они не далее как два - три поколения назад. Изучали мы этот феномен, опять же расспросами у стариков, почему, дескать, так получилось? Вот что ответил на это один наш респондент: - В семье нас было одиннадцать. Двоюродных сестер и братьев - 38! Когда мне ходить-то по гостям? Бывало по нескольку лет не виделись, живя в Бичуре на разных улицах. Так, постепенно семьи отдалялись и индивидуализировались до такой степени, что переставали считать себя родственниками. Но формально от родства отказаться можно, но кровно - никогда. Что и подтвердила экспертиза. Думаю, что у Перелыгиных - аналогично. Всем доброго здоровья! |
|
27 Дек, 2011 14:12
#
С интересом прочёл материалы Василия, Евдокии и Дмитрия.
На этом этапе важно собрать больше информации, обобщить и систематизировать можно позже. Людей, которые что-то помнят становится всё меньше. Уже высказывался по Болдосам. Напомню: 1. в европейской части России имеются более пяти нас. пунктов с корнем Болд. 2. существуют фамилии Болдасёв, Болдин, Балтин. 3. известно распространённое тюрк. слово /балт/ - топор 4. есть примеры устойчивого употребления /Балдос-Болдос/ 5. у А.С.Пушкина: "нужен мне РАБОТНИК - повар, СТОЛЯР, ПЛОТНИК " И этим удальцом РАБОТНИКОМ, СТОЛЯРОМ, ПЛОТНИКОМ, в известной сказке оказывается - БАЛДА!!! Здесь и связь с ТОПОРОМ (балт), ну какой без него СТОЛЯР-ПЛОТНИК? Моя версия: БАЛДОСы - это мужики хорошо владеющие ТОПОРОМ, плотники, СТРОИТЕЛИ Бичуры! |
|
15 Май, 2012 06:13
#
Всегда было непонятным, неужели представители бичурских Халецких - наследники польских магнатов, знатной шляхетской фамилии, которые всегда были католиками?! Ответ найден на "Предыстории" со ссылкой на Ф.Ф. Болонева: "Вот немножко о носителях фамилии Халецкий.
" В преде-лах Речи Посполитой (Польша) они (речь идет о старообрядческих монахах) умели постоять за себя и доказать свою преданность Родине. Так, однажды они крепко побили крупного польского магната, пана Радзивилла, который выступил с войском против их благодетеля пана Халецкого, посягнув на его земли, на которых они проживали. «Чернецы вступили за своего помещика, зде лали страшный бой и окончили оной ужасным пролитием польской крови, чем Халецкому прежнюю дачу и безопасность доставили». В районах Гомеля, Ветки и Стародубья в конце XVII – первой трети XVIII века собралось очень предприимчивое, гордое и трудолюбивое население, которое с согласия своих хозяев, тамошних помещиков (Бельских, Красинских, Ходкевичей, Халецких, Чарторыйских), осваивает новые земли, осушает болота, строит слободы, монастыри, храмы, развивает промышленность и торговлю. " Болонев Ф.Ф. "страообрядцы Забайкалья в 18-20 в.в.", стр.68." Значит, бичурские Халецкие - ни какие не католики, а настоящие староверы. чистокровные семейские... http://www.predistoria.org/forums/index.php?topic=155.msg16068;topicseen#new Давай с тобой, ЗЕМЛЯК, поговорим... |
|
15 Май, 2012 08:16
#
Василий, Халецких никто и никогда не называл католиками, это 100% семейские, ничем не отличавшиеся от Белыхов, Тюрюхановых или Перелыгиных. Я это хорошо знаю, ибо они мои соседи, давно знаю эту семью. Когда-то они были работниками у пана Халецкого. В понятие работник я вкладываю и возможно "служили" у пана. "Чьих будете? - А мы пана Халецкого..." С последовавшим переселением за ними сохранилось прозвище, затем превратившееся в фамилию. И еще. Переход из католиков в старообрядчество с последующими гонениями вызывает сомнения. Хотя в истории Тюрюхановки такой момент есть: уставщиком крещена в старообрядческую веру Барбара, дочь польского ссыльного из с. С. Заган, превратившаяся в Варвару. Но это уже в более поздний период. Архивные документы по Ветке публикуют Покровский Н.Н., Пыкин В.М., Болонев Ф.Ф.. Понятие "чистокровный семейский" требует тщательного изучения. По культуре, вере - да. Среда старообрядчества поглощала и нивелировала под себя многие национальности. Но они никогда не доминировали. Среди этих чистокровных есть и татарские, чеченские, мордовские и грузинские крови.
Всем доброго здоровья! |