Возврат на главную страницу

   Любовь Федоровна, вдова художника, позировала ему для его дипломной работы. В её памяти Георгий Иннокентьевич остался человеком внимательным к людям, энергичным, начитанным, который всегда стремился к самосовершенствованию. После окончания Киевского художественного института Баженов Г.И. живёт в Улан - Удэ. Он был первым художником Бурятии, получившим высшее образование. Александр Владимирович Казанский, художник, друг Баженова Г.И., вспоминает о нём как о человеке подвижном, энергичном. Что бы ни писал, по воспоминаниям Казанского, художник Баженов Г.И., он всегда был одержим творческим горением. В 1958 г. Баженов Г.И. приехал в родную Бурятию как раз в то время, когда творческие союзы готовились ко второй декаде бурятского искусства и литературы в Москве. Он сразу же принялся за работу. Результатом упорного творческого труда явилось успешное участие в декадной выставке, где Баженов представил 12 больших и малых полотен, получивших доброжелательную оценку критики. Это, как указывалось в печати,«... интересные работы, дающие право надеяться на дальнейшие возможности творческого роста.»1Его картина «Родные мелодии» написана профессионально и талантливо. Работы «Багульник», «Перед грозой», «Хамар Дабан», «На водопое» показали и подтвердили высокое мастерство художника. Они на сегодняшний день хранятся в музее им. Ц.С. Сампилова. Ранние пейзажи художника дают возможность оценить искреннюю любовь к природе, умение передать на холсте те ощущения и чувства, переполнявшие душу художника при виде красивых мест родной Бурятии. Более поздние пейзажи «Лунная ночь на Байкале» (1978г.), «Омулёвка» ( 1976 г.),«Зима», «Летний день. Дача художника Г. Павлова», «Весна», «Хилок у Мангиртуя» ( 1979 г.) выполнены просто и добротно, с характерной выверенностью тоновых и цветовых отношений. Ощущается интерес живописца к живой, чувственно-конкретной передаче природы, к натурной достоверности. Если первым произведениям художника присуща некоторая чернота колорита, то она совершенно исчезает в последующих полотнах, решённых художником в светлых, ярких тонах. Изменчивость настроений природы более всего импонирует складу дарования этого художника. Баженов - художник ищущий. Он много работал над собой. Чтобы заставить зрителя увидеть природу глазами художника, надо не только любить её, но и знать её во всём многообразии. Поэтому Баженов часто уезжал в творческие командировки по республике и всегда возвращался с массой этюдов, с новыми замыслами. В 1963-1964 г.г. он провёл две навигации среди речников. Плавал с ними на пароходах, катерах, баржах, написал большое количество этюдов, на основе этого создал целую серию пейзажей, посвященных реке-красавице Селенге. Эти пейзажи отличаются глубокой продуманностью композиции, лаконичностью и обобщённостью образа, создают впечатление первозданной, нетронутой сибирской природы: время не властно над ней. В работах он показал всю мощь, силу и красоту Селенги. В 60-е-70-е годы художник был участником и очевидцем высокого творческого подъёма, свойственного его современникам, и, как отмечает искусствовед И.И. Соктоева, «...одно из основных направлений изобразительного искусства республики определяется повышенным интересом к отдельным сторонам национальной жизни. Особенно часто художники используют сюжеты традиционных народных празднеств...»

   Большой и заслуженный успех принесла художнику картина «Сурхарбан». Картина привлекает и своими размерами, и колоритом красок. Растянутая по горизонтали композиция картины захватывает огромный простор степи, обрамлённой горами, и всё это наполнено ярким светом. Замысел этой картины возник в 1964 году во время пребывания в колхозе «Коммунизм» Джидинского района, где группа бурятских художников работала над оформлением колхозного клуба. В ту пору и удалось побывать художнику на таком празднике. Там были сделаны первые эскизы. Этот праздник и подсказал художнику тему для будущего полотна. «Сурхарбан», по мнению художника, должен быть яркой, красочной картиной с преобладанием жёлтого цвета, выражающего солнечность, радостное праздничное настроение». К этому и стремился Георгий Иннокентьевич Баженов. «Сурхарбан» - праздник, который проводится в разгар лета, в июне-июле месяцах, накануне уборки урожая. К тому же этот праздник спортивный, на котором присутствуют все национальные виды спорта. И происходит всё это одновременно и при множестве ликующего народа.Вот эта одновременность, а также характерный пейзаж помогли художнику в композиционном решении замысла. На переднем плане картины - зрители, наблюдающие за спортивными состязаниями, а сзади - коричневые горы, в своеобразном переплетении линий, повторяющие ритм праздничного возвышенного настроения, и кусочек голубого неба над горами, с караваном белых облаков.Много пришлось художнику поработать над сбором материала для этой картины, много подумать над воплощением замысла. Эта картина демонстрировалась на зональной выставке «Советская Россия» и получила высокую оценку. Как отмечает искусствовед И.И. Соктоева, «...в полотне Г. Баженова «Сурхарбан» подчёркнуты прежде всего динамичность действия, его мажорность... Красочная декоративность жёлтой земли, словно вобравшей в себя лучистость солнечного цвета, усиливает общее впечатление праздника». «Мастером солнечной кисти»1 назвала Г. Баженова искусствовед С. Мунгалова. Просматривая работы художника, можно заметить, что они разнообразны поманере. Художник по-разному решает проблему света, формы, ищет оригинальные композиции. Талант пейзажиста, постоянная упорная работа над собой - вот основные черты, которые художник постоянно развивал в себе. Художник побывал во всех уголках России, и из каждой поездки он привозил целые серии произведений, отражающих природу, жизнь и быт людей. Многие из этих работ хранятся в Художественном музее им. Ц. Сампилова. «Сильным и многогранным в своих поисках мастером пейзажной живописи…» назвала Г.И. Баженова искусствовед С. М. Червонная. Кроме пейзажа, художник работал над тематическими картинами, натюрмортами. Наиболее известны картины «Розы», «Цветы», «Георгины» (1964г.) Баженову Г.И. свойственно и внимательное отношение к портретному жанру, оно позволяет художнику найти образное раскрытие характера, духовного мира человека. Обратившись к портрету современника, известного композитора Бау Ямпилова, художник наделяет его конкретными характерными чертами. Это одно из наиболее известных произведений художника, подчёркивающее творческое состояние человека. Художник отказывается от эффектных приемов и создаёт классически построенный картинный образ. Много обаяния в портретах жены художника, которое ассоциируется у него с одухотворёнными женскими образами, мягкими, порой строгими. Мужеством и благородством наделён старый воин (портрет «Ветеран»). Строгим живописным языком отличается « Портрет матери», бережно хранимый в семье художника. В образе простой русской женщины есть твёрдость и нежность, соединённая со спокойствием, которое глубоко волнует жизненной правдой.Г.И.Баженов ушёл из жизни в 1984 году, и уже несколько десятилетий отделяют нас от создания его лучших работ. Но они не стареют, и сегодня его произведения продолжают занимать значительное место в бурятской живописи, утверждая ещё раз основные ценности человеческого бытия.Софья Очирова. Комментированная статья. Каталог. Живопись. Графика. 2007 гСреди бурятских художников немало мастеров, отдавших весь свой талант, все свои творческие силы пейзажу, одному из основных жанров изобразительного искусства. К ним относится Георгий Иннокентьевич Баженов, художник, чьё творчество принадлежит современной школе бурятской живописи, которая сложилась в конце 50-х - начале 60-х годов и в дальнейшем способствовала развитию творческих сил.Ранние пейзажи художника дают возможность оценить те художественно-эстетические искания, которые утверждало старшее поколение художников, во многом типичные для бурятского искусства: искреннюю любовь к природе и умение передать на холсте ощущения и чувства, переполнявшие душу художника при виде красивых мест родной Бурятии. Пейзажи «Родные мелодии» (1959), «Багульник» (1959), «Байкал. Ушканьи острова» (1964) и более поздние: «Камень любви» (1973), «Лунная ночь на Байкале» (1978), «Вечерние Курлы» (1981) выполнены просто и добротно, с характерной выверенностью тоновых и цветовых отношений. Ощущается интерес живописца к живой, чувственно-конкретной передаче природы, к натурной достоверности.Баженов родился в 1927 году в селе Верхний Мангиртуй Бичурского района Бурят-Монгольской АССР. По воспоминаниям родственников, несмотря на тяжелую жизнь, у него уже с детства была одна сильная привязанность- рисование, а вместе с ним и увлечение искусством наступило довольно рано. Ему было три года, когда семью раскулачили и пришлось родителям с детьми перебираться в город. В школу он пошел на площадку авиазавода и окончил среднюю школу на ПВЗ (рабочий район г. Улан-Удэ). Учился охотно и хорошо по всем предметам, и в военные годы находил возможность посещать кружок рисования в Доме пионеров им. Постышева.Огромную роль в выборе профессии сыграла встреча Баженова с народным художником Бурятии Ц.С. Сампиловым. В первых рисунках начинающего художника Сампилов угадал дарование и направил его учиться в Иркутское художественное училище.В 1958 году Баженов окончил Киевский государственный художественный институт. Надо отметить, что в институт Баженов пришел уже достаточно подготовленным художником и после учебы очень серьезно подошел к выбору дипломной работы. Его картина «Родные мелодии» (1958) с сюжетом из жизни бурятского народа написана профессионально и талантливо. Второй вариант, который наряду с другими работами участвовал на выставке во второй декаде бурятского искусства и литературы в 1959 году в Москве, и, как указывалось в печати, «...интересные работы, дающие право надеяться на дальнейшие возможности творческого роста...».Сегодня коллеги по Союзу художников Бурятии вспоминают Баженова как человека подвижного, обладающего во многом стихийным темпераментом, склонного к метаниям, порой расточительно разбрасывающего свои силы, но, чтобы он ни писал, маленький пейзаж или большую композицию, он всегда был одержим творческим горением.В 60-70-е годы художник был участником и очевидцем высокого творческого подъема, свойственного его современникам, и, как отмечает искусствовед И.И. Соктоева, «...одно из основных направлений изобразительного искусства республики определяется повышенным интересом к отдельным сторонам национальной жизни. Особенно часто художники используют сюжеты традиционных народных празднеств..».Спустя некоторое время у Баженова появляется работа подназванием «Сурхарбан» (1967) с цветоносной пространственностью, с мерой обобщения, но с углубленным освоением национальной жизни.Баженову свойственно внимательное отношение к портретному жанру, оно позволяет ему найти образное раскрытие характера, духовного мира человека. Обратившись к портрету современника, известного композитора Бау Ямпилова, он наделяет его конкретными характерными чертами. Это одно из наиболее известных произведений художника, подчеркивающее творческое состояние человека. Он отказывается от эффектных приемов и создает классически построенный картинный образ.Много обаяния в портретах жены художника, которая ассоциируется у него с одухотворенными женскими образами, мягкими, порой строгими. Столь же строгим живописным языком отличается «Портрет матери» (1957), бережно хранимый в семье художника. В образе простой русской женщины есть твердость и нежность, соединенная со спокойствием, которые глубоко волнуют жизненной правдой.Г.И. Баженов ушел из жизни в 1984 году, и уже несколько десятилетий отделяют нас от времени создания его лучших работ. Но они не стареют, и сегодня его произведения продолжают занимать значительное место в бурятской живописи, утверждая еще раз основные ценности человеческого бытия.Софья ОчироваНаучный сотрудник Художественного музея им. Ц.С. Сампилова.Отзывы в прессе о творчестве Г.И. Баженова«Сильным и многогранным в своих поисках мастером пейзажной живописи является Г. Баженов. Есть у него тонкие лирические пейзажи, например, «Пасека» (1971), в которой поэтично передана свежесть весенней зелени, красота деревьев в дымчатом белом цвету, чувствуется особенная прозрачность, легкость, солнечность...»СМ. Червонная. Живопись автономных республик РСФСР(1917-1977). М.: Искусство, 1978«В полотне Г. Баженова «Сурхарбан» (1967) подчеркнуты, прежде всего, динамичность действия, его мажорность... На передний план выдвинуты мчащиеся во весь опор всадники. Красочная декоративность желтой земли, словно вобравшей в себя лучистость солнечного цвета, усиливает общее ощущение праздника».И.И. Соктоева, М.В. Хабарова. Художники Бурятии.Л.: Художник РСФСР, 1976«Баженов - художник ищущий. Он много работает над собой. Чтобы заставить зрителя увидеть природу глазами художника, надо не только любить её, но и знать во всем многообразии. Баженов часто уезжает в творческие командировки по республике и всегда возвращается с массой этюдов, новыми замыслами... В 1963-1964 г.г. он провел две навигации среди речников. Плавал с ними на пароходах, катерах, баржах, написал большое количество этюдов. На основе этого художник создал серию пейзажей, посвященных реке-красавице Селенге».С.Н. Мунгалова.«Мастер солнечной кисти».«Правда Бурятии», 15 июня 1979«...«Сурхарбан», по мнению художника, должен быть яркой, красочной картиной с преобладанием желтого цвета, выражающего солнечность, радостное праздничное настроение. К этому и стремился в работе над своим новым произведением Георгий Иннокентьевич Баженов... Много пришлось художнику поработать над сбором материала для этой картины, много подумать над воплощением замысла, но и сейчас еще окон­чательная работа над холстом не окончена. Баженов вновь и вновь «колдует» над полотном, добиваясь композиционного и пластического единства картины».

В. Николаев.«Солнце на холсте». «Правда Бурятии», май 1967

Посмотреть картины Г. Баженова >>>

Комментариев: 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.