Государственное научно-производственное предприятие (ГНПП) «Аэрогеофизика» является ведущей российской компанией и одним из мировых лидеров в сфере оказания сервисных аэрогеофизических услуг. Ежегодно в России и за рубежом компания выполняет до 400 000 погонных километров разномасштабных аэрогеофизических услуг высокого разрешения. Компания имеет большой арсенал современного аэрогеофизического оборудования, устанавливаемого на самолёты и вертолёты.
Этим летом бригада воздушных геологов базировалась на аэродроме в селе Бичура. В составе два вертолёта: Ми-8Т и Ми-8МТВ с экипажами. По заданию заказчика работы выполнялись на территории Бичурского, Кяхтинского, Селенгинского и Джидинского районов. На вертолетах установлены: прибор магнитной разведки CS-3, спектрометрический прибор RSX-5, приборы электроразведки ДИП-4. Цель комплексных исследований – построить качественные карты физических полей для поиска месторождений полезных ископаемых. Один вертолет Ми-8Т принадлежит Лётно-исследовательскому аэрогеофизическому центру (г. Москва) в составе летчиков испытателей командира экипажа Сергея Владимировича Почаева, Владимира Алексеевича Пухватова, бортинженера Сергея Арнольдовича Кубарева; второй Ми-8МТВ – авикомпании «Восток» (г. Хабаровск) в составе командира Андрея Теодозьевича Кальмучина, второго пилота Константина Юрьевича Андреева, бортинженера Сергея Геннадьевича Лящкевич. Следует особо упомянуть бортоператоров В.Г. Красеня и А.Б. Кузнецова, на которых ложится вся работа по эксплуатации и обслуживанию комплекса научных приборов, установленных на вертолётах. Руководит работами Станислав Олегович Игнатьев, ведущий геофизик.
Поднимая клубы пыли и пригибая траву, вертолет Ми-8 незаметно отрывается от взлётной площадки и через несколько секунд уже мчится над землёй. Поселок Сахарный завод уходит вниз; открывается великолепная панорама реки Хилок и Заганского хребта. Делаем круг над Бичурой: для меня съёмка родного села давняя страсть, фотографировал её с самолета, вертолета, с прилегающих сопок. Бортинженер Сергей Кубарев пристёгивает меня страховочным ремнем, инструктирует и приоткрывает дверь. С высоты птичьего полёта вижу, как привольно устроилась в долине Бичура. Снимаю практически непрерывно, использую предоставленную возможность сполна. Пытаюсь поймать такой ракурс, чтобы показать во всей красе нашу знаменитость – улицу Коммунистическую. И мне это удаётся: вот она, вытянулась по диагонали кадра во все свои семь километров! Прекрасно!
И вот мы на маршруте: «пристрелочный» участок для подготовки аппаратуры - пос. Сахарный завод - село Елань, высота в пределах 100-120 метров над поверхностью земли: борт оператор при помощи лебедки опускает гондолу с приёмником вниз. Теперь она летит под машиной, немного отклонившись назад под действием потока воздуха.
Излучатели электромагнитных импульсов, размещенные по бокам корпуса вертолета, отправляют сигналы на поверхность земли. Пронзая её толщу, они частично отражаются вверх и улавливаются приёмником. Бортовой компьютер, сравнивая параметры излучаемых и принятых сигналов, вычерчивает графики на экране монитора.
Различные породы, в том числе и полезные ископаемые, имеют свой, специфический характер отраженного сигнала. Впоследствии специалисты дешифровщики сделают на этот счет свои выводы, а задача экипажа – собрать данные и нанести их на карту. А вот задача экипажа вертолёта – держать машину на одной высоте над поверхностью земли. А поскольку она, родимая, у нас в Бурятии очень и очень неровная, вертолет то проваливается вниз, то с натугой ползёт куда-то вверх. Фотоаппарат в руках то наливается свинцом, то становится практически невесомым. Сначала это забавляет, но через четыре часа полёта становится некоторой проблемой. На другом экране вижу подробную карту местности, она ползёт по экрану пропорционально скорости вертолёта: удивительная возможность сравнить географическую карту и ландшафт, проплывающий за иллюминатором вертолёта. Все параметры, зафиксированные аппаратурой, «привязываются» к географическим координатам местности, здесь в помощь система ГЛОНАС и GPS. Бортоператор Алексей Кузнецов одинаково сноровисто управляется как с механической лебедкой, так и со сложной электронной аппаратурой. Работая в разных частях земного шара, зная португальский язык, он, классный специалист, помог освоить эту сложную профессию четырнадцати операторам из стран Африки и Южной Америки.
Под нами Чикой: живописная вязь множества проток завораживает взор, протоки сливаются и разливаются, словно не зная пути, блуждают по заливным лугам.
Командир экипажа Ми-8МТВ Андрей Кальмучин после окончания Кременчугского лётного училища в 1993 году успел полетать на вертолётах не только по просторам бывшего СССР, но и по всему миру: этой весной он вернулся с экипажем из Африки, где работали в составе миссии ООН. Кстати, их вертолёт сохранил белую окраску, характерную для машин этой международной организации.
«Это здорово, когда есть работа, - говорит Андрей, - сейчас мы работаем по государственной программе поиска полезных ископаемых, за полгода налетал 500 часов, о чем в 90-годы можно было только мечтать. Общий налет у меня составляет 8000 часов. Есть любимая работа, есть достойная зарплата, тогда и в семье всё хорошо»
Андрей с гордостью рассказывает о своих детях. Сын Миша – солдат срочник Российской Армии, десантник, а дочь Анна весной 2016 года в составе молодёжной группы покорила Северный полюс. Для участия в экспедиции под руководством Матвея Шпаро из 80 тысяч претендентов были отобраны 7 человек, одна из которых была Аня.
В составе двух экипажей все летчики-испытатели, этого требует сложный характер пилотирования вертолётов: съёмка местности ведется на предельно малой высоте, машина буквально «облизывает» поверхность земли. Необходимо предельное внимание, четкость и слаженность работы экипажа. На протяжении двух рабочих вылетов я наблюдал за работой экипажей, слышал их служебные переговоры. Спокойно и по-деловому командир отдает приказы, также спокойно члены экипажа докладывают об исполнении, ничего лишнего.
Под нами гористая степь, предгорья Хамар-Дабана: внизу небольшие участки распаханной земли, животноводческие заимки. Вот отара овец, подальше - стадо коров, у заимок зелёный квадрат картофельного поля. В этой скудной суровой степи люди держатся за землю, пастбища, добывая себе хлеб насущный. А местность между тем мне кажется знакомой, и к своей радости вижу Белое озеро. Мы над Боргойским заповедником, площадь которого составляет более 40 000 гектаров. Образованный в 1979 году во исполнение Международной конвенции «Об охране перелётных птиц и мест их обитания» между правительствами СССР и США, он является крупнейшей площадкой отдыха птиц на пролёте у нас в Бурятии. Пытаюсь увидеть небольшой скрадок на берегу озера, где я весной этого года снимал стаю гусей гуменников. Внизу – желтый прямоугольник цветущего донника, его запах проникает в салон: вдыхаю с удовольствием земной медовый аромат. Алексей знаками приглашает меня перейти на правый борт, иллюминатор открыт, в него бьёт поток холодного воздуха, под нами разливы Джиды. Река вышла из берегов, мутная серая вода заполнила луга, низменности - море разливанное. На сухих участках сенокос: как муравьи суетятся местные жители, по дороге пылит грузовик с сеном.
С интересом рассматриваю проплывающую под нами сопку, она вся изрыта тарбаганьими норами, настоящее поселение сибирских сурков. Но Алексея привлекло другое: он показывает пальцем на экран компьютера – графики неожиданно ушли вправо, метнулись, зафиксировав какую-то аномалию. Спрашиваю, что это могло быть.
«Скорее всего, металл», - отвечает Алексей и делает запись в бортовом журнале. Вот так, четыре с половиной часа непрерывной напряженной работы экипажа, работы трудной и ответственной, требующей высококлассной подготовки. Во время беседы с членами обоих экипажей они просили меня не героизировать их труд: «Для нас это просто интересная работа…». Я хочу поблагодарить членов экипажей за предоставленную возможность увидеть родную землю с высоты птичьего полета и благосклонно принявших меня на короткое время в свою дружную семью.
Д. Андронов
Комментариев: 0
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.