Возврат на главную страницу

Путь в столицу

    Вопреки расхожему мнению что «Монголия не заграница», это совсем другая страна. Огромная, разная и удивительно интересная. Интересна она своей природой, своеобразным климатом, историей и, конечно, людьми. Монголы открыты и дружелюбны к россиянам, нашему совместному прошлому и традициям. В этом мы убедились во время пятидневной поездки в столицу Монголии – Улан-Батор.

     В нашей семейной команде десять человек, включая дошкольников и пенсионера. Цель путешествия – Улан-Батор и парковый заповедник Тэрэлж, что в семидесяти километрах на северо-восток от столицы. Мечтали осмотреть и колоссальный памятник Чингисхану.

    Пограничный переход в Кяхте имеет несколько полос и довольно цивильно обустроен. Легковые, грузовые автомобили и автобусы сразу разделяются и проходят контроль отдельно. Вещи досматриваются довольно поверхностно, сотрудники таможни и пограничники общительны и вежливы.  Получив отметки в паспорта, проезжаем на монгольскую часть перехода. Он также неплохо обустроен, имеет обменный пункт, магазин дьюти фри и кафе. По огромному двору ездят монгольские пограничники на квадроциклах. Они вооружены, на головах надеты зелёные каски. Таможенные чиновники плохо говорят по-русски, но доброжелательны. В целом на переход ушло не более двух часов, и вот мы в Алтанбулаге. Следует сказать, что здесь необходимо сменить сим карты на местные, чтобы избежать расходов по роумингу. Получив страховки, проезжаем посёлок без остановок и мчим на юг.

    Узкий асфальт вьётся по степи, с однообразной растительностью: редкие кустики харганы, невысокие ильмы вдоль дороги на фоне  голых сопок. Мелькают небольшие солёные озера. В одном из них, больше похожем на лужу, купаются почти черные от загара ребятишки. У воды, будь то озеро или речушка, обязательно стоят юрты. Стоят они группами на некотором удалении друг от друга. У каждой юрты - загон для скота. Он может быть из утлых жёрдочек или даже из газобетонных блоков. Последние встречаются вдоль дороги, где хозяева заимок промышляют торговлей или держат кафе. У юрты обязательно стоит машина или мотоцикл. “Народный” автомобиль у монголов – “Тойота Приус” и “Лэнд Крузер”. Если последний это дань престижу монгола, то Приусы многочисленны ввиду их беспошлинного ввоза из Японии. Такое решение правительства страны было продиктовано экологическими соображениями. Приус имеет гибридный двигатель и соответствующий минимальный выброс вредных веществ в атмосферу. Именно поэтому Сашин “Тойота Ной” гибрид вызывал одобрительные взгляды монголов. Картину заимки довершает интернет-тарелка и солнечная батарея. Но и, разумеется, скот. Его много, и сколько не едешь, видишь его всегда. У дороги удалось рассмотреть стадо. Здесь несколько яков, с длинной, словно попона шерстью, разномастные коровы с телятами. А рядом отара овец, голов этак на 150, вместе с козами. Надо сказать, что крупный рогатый скот и лошади здесь мелкие, в виду особенностей климата.

     Сухэ-Батор, административный центр Селенгинского аймака мы проходим без остановки, транзитом. В этом 20-тысячном городке много зданий советского типа, а возвышается над городом мелькомбинат, построенный еще в советское время. К обеду мы уже в Дархане. Это третий по величине город страны после Улан-Батора и Эрдэнэта. Внешне он похож на забайкальский городок. Стоят знакомые пяти и девятиэтажки, административные здания советского типа, кочегарки и бетонные заборы предприятий.  Также высится мелькомбинат. Мы поездили по городу в поисках столовой и остановились у кафе «Дельфин». Проголодались мы основательно и заказали шулэн - суп с лапшой, цуйван – жареную картошку с лапшой и мясом и суутэй цай – подсолёный чай со сливками. И хоть готовили нам долго, вкус и качество блюд было отменное. Стоимость обеда на одного человека не превысила двухсот рублей.

    После обеда наш путь лежал дальше на юг, на Улан-Батор. И тут случилось небольшое приключение. Оказывается, что выбраться из Дархана просто так не получается. Мы колесили по городу, но заветного указателя «Улаанбаатар» мы не находили. Делали очередной круг, но неизменно упирались в закрытые для проезда улочки и просёлки. Решили прибегнуть к помощи местного жителя. Пожилой монгол нас понял, и с воодушевлением стал объяснять, как ехать дальше.  Из его монолога мы поняли, что надо ехать в сторону «истана тэс два» что означало «станция ТЭЦ-2». Тогда мы нашли в просветах домов высокую трубу ТЭЦ и выехали из города. Монголы не заморачиваются с указателями, в большинстве случаев их просто нет. Но самое интересное нас ждало впереди: относительно хорошего асфальта до столицы больше не существовало!

    Китайское дорожно-строительное предприятие снесло с лица земли все 150 километров вполне хорошей дороги, превратив её в сплошную строительную площадку. По этой причине мы не могли выехать из города, выезда пока просто не существовало. Объездные дороги, которые приблизительно наметили китайцы, вскоре разбились, рядом сделали объезды, они тоже пришли в негодность. Езда по такому пути напоминает авторалли. По десятку параллельных просёлков одновременно мчатся легковушки, фуры, мотоциклы и дорожно-строительная техника. Правил не существует. Можно обгонять справа, слева, можно ехать поперёк. Приоритет игнорируется, как и помеха справа. Дневные ходовые огни в Монголии не приняты. Вежливость водителей поражает: громкими сигналами они укажут тебе, если ты не прав. Постепенно мы стали привыкать к особенностям вождения в этой удивительной стране и оглушительных замечаний со стороны монгольских водителей стало меньше.

Хорошую службу послужили нам рации, предусмотрительно захваченные в дорогу. С их помощью мы информировали друг друга о ямах, колдобинах и неожиданных поворотах. В Улан-Батор мы въехали уже ночью и сразу попали в пробку. Несмотря на позднее время, улицы были запружены автомобилями. Навигатор, хоть и безбожно врал, всё же привел нас на «заежку» - хостел в 16-этажном доме. Мы разместились, но машины поставить оказалось не так-то просто. Небольшой двор был плотно упакован легковушками. Хозяин хостела, хорошо говоривший по-русски, предложил поставить машины тут же, на платную стоянку, всего за 150 рублей. Что мы и сделали. Полтора века назад Н. М. Пржевальский добирался до Урги (старое название Улан-Батора) ровно неделю. Сегодня, несмотря на бездорожье, мы проехали тех же 300 вёрст всего за 12 часов. Прогресс, однако! На этом приключения первого дня закончились.

Д. Андронов

На снимках: Фото1 – Просторы Монголии

Фото2 – Дархан – современный город

Фото3 – Стэла в Дархане – «Золотой колос» фото Александра Андронова

Фото 4 – Буддийский монастырь – снимок на ходу.

Комментариев: 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.