Вопросы по истории Бичуры (конец 19, начало 20 в.)

04 Дек, 2011 04:52
Исследую историю своей родословной. Есть несколько вопросов,а также есть легенды семейные. Вдруг кто-то может сказать дополнительные данные.

1. Подскажите, в конце 19в (1890 годы) сколько церквей было в Бичуре? На сайте упоминаются церкви:

[b:107e521452]- Успенская Единоверческая церковь;
- Старо-Бичурская Прокопьевская церковь;
- Старообрядческая Беглопоповская церковь.[/b:107e521452]

Были еще какие-то церкви?

2. Подскажите, в 1900-1915 годах была ли в Бичуре [b:107e521452]ФОТОСТУДИЯ[/b:107e521452]? Не уверена, что в те времена она так называлась. У меня есть фотография прабабушки тех времен. Есть ли вероятность, что она сделана в Бичуре?

3. В семье есть такая легенда. Период событий -- примерно 1870-1900 гг. Якобы недалеко от Бичуры на реке [b:107e521452]замерз пароход (вмерз в воду)[/b:107e521452]. Пароход был гружен товаром и мануфактурой.

Кто-нибудь слышал что-нибудь про такое событие?

Спасибо всем огромное заранее!
06 Дек, 2011 10:18
Юлия,Вы очень интересную тему означили :!: Вот старинные фотки и выкладываейте!!!!!!Это ж наилучший "азимут" для поиска и т.д.
06 Дек, 2011 11:00
Добрый день!

Да, я планировала выложить, т.к. вижу, насколько интереснее читать тексты, когда есть фотографии.

У меня фотография не очень хорошего качества, т.к. сама несколько лет назад перефотографировала ее. Оригинал находится у тети в Хабаровске. Я буду в Хабаровске в конце декабря и хочу организовать качественный скан.
06 Дек, 2011 14:47
Андронов Дмитрий
Администратор
Зарегистрирован: 25.03.2007
Сообщения: 687
Откуда: Бичура (Bichura, Russia)
Добавлено: Вт Дек 06, 2011 10:15 pm

Очень хорошее начинание, Юля - определиться со своей родословной. Но и трудное. Поставлены очень интересные вопросы. Но и трудные. Осмелюсь лишь высказать предположения. Фамилия Агапов вроде как на слуху. Возможно путаю с производными от имени Агап, так распространенной среди семейских. В телефонном справочнике бичурского района фамилии Агапов нет. У меня не было за 35 лет стажа ни одного ученика Агапова. Фамилия Сукнев в районе встречается в с. Малый Куналей. Но и там Агаповых в новейшем времени не отмечено. Единственное мне известное упоминание Агапова связано с Ара-Киретью, которую в казаческие времена переименовали в станицу Агаповскую, в честь начальника казачьего отдела Главного штаба русской армии Павла Осиповича Агапова: (Прочие сведения: Аракиретская станица Забайкальского казачьего войска переименована в ''Агаповскую'' в честь Агапова (22.02.1916, пр. по в.в. № 121 от 3.03.1916 г.), предоставлено звание почетного старика в двадцати станицах Забайкальского войска (1916). Почетный казак ст. Нижнеозерной (с 27.12.1903) и Оренбургской (с 12.05.1916) Оренбургского казачьего войска. С женой эмигрировал в Сербию в 1918 г. ) Однако название станицы ввиду грянувшей революции не прижилось. Женщина, изображенная на снимке, явно не семейская, именем Мария они не нарекали, только Марьей, да и по обличью, но могу ошибиться. Её модная одежда свидетельствует о том, что она состоятельна, возможно купеческого роду. Фотография сделана в студии, скорее всего городской. Об этом говорит капитальный фон в студии, венский стул. Рядом с женщиной сидит мужчина в пиджаке, его тщательно замазали черной краской,видимо он был репрессирован, или по каким-то соображениям должен остаться неизвестным. Скорее всего это её муж; на безымянном пальце, не явно, но просматривается обручальное кольцо. Надо поискать в списках репрессированных, ведь вам наверное известно имя деда.
Относительно парохода. Очень может быть. В 1961 году мы с отцом провели ночь в каюте парохода "Чойбалсан", стоявщем у пристани в с. Харлун (в районе нефтебазы, 50 км от Бичуры). Запомнилась тесная каюта, круглые иллюминаторы и огромные детали парового двигателя в трюме. Сколько он там стоял, не знаю, но интересен факт судоходства (пассажирского) по Чикою. Вполне могла быть попытка подняться на пароходе и по Хилку, во время высокой воды.
Была ли студия в Бичуре? Не ведаю. Однако знаю, что фотографы заезжали в Бичуру из Кяхты и Верхнеудинска. В Бичуре фотографией в дореволюционный период занимался аптекарь, имя его мне неизвестно. Можно допустить, что у него была студия.

_________________
06 Дек, 2011 15:11
Дмитрий, добрый вечер!

Честно сказать, при вопросе о фамилии Агапов моя мысль была, что, возможно, у отца Марии Кузьминичны (Агапова Кузьмы) были братья. И потомки братьев могли остаться жить в Бичуре.

Вполне возможно, что мою бабушку звали не Мария, а Марья. Но в выписке о венчании написано Марiя.

В семье также есть утверждение, что в роду есть Читинские гураны -- как раз речь идет о Марии Кузьминичны. Опять же, якобы ее отец или ее дед был чистый бурят (или монгол, или эвенк). Но я все-таки склоняюсь, что бурятская кровь была по материнской линии (это просто мое предположение :-)).

Отец ее был купцом, ездил часто на ярмарки. Но вот после рождения Марии (примерно 1890), осталась ли семья жить в Бичуре или переехала -- не знаю пока. Знаю только, что однажды отец ее был убит, когда возвращался с одной из ярмарок.

В любом случае дальше жизнь Марии была связана со ст.Хилок -- якобы там она в 1910-1911 году познакомилась с прадедом. Венчание было в 1912 году в Чите.

Когда Вы написали, что рядом сидит мужчина, я удивилсь и призадумалась. Я видела когда-то оригинал фотографии и почему-то осталось впечатление, что она опирается на что-то. А сейчас точно вижу, что там мужчина.

Прадед был репрессирован, но не думаю, что это он замазан, т.к. есть много фотографий более поздних, где они вместе.

Спасибо огромное за мнение и переписку. Мне очень полезен Ваш ответ!
10 Дек, 2011 12:35
Уважаемый Дмитрий!

Поискала в интернете информацию про пароход Чолбайсан. Если географически это то место (я пока не сильна в географии Забайкалья), то похоже, он был уже сильно позже, в середине XXв.

Часть статьи Петра Серебренникова
http://www.kcmb.ru/index2.phpoption=content&task=view&id=724&pop=1

"В начале 50-х годов летом случилась засуха, от чего уровень реки Селенги упал ниже проектной отметки судового хода. А ходило в то время по Селенге до двадцати пароходов с баржами, так как до строительства железной дороги до Улан-Батора через Наушки торговля с Монголией велась только водным путем по Селенге. На Вахмистровском перекате, что в 10 километрах выше Улан-Удэ, пассажирский пароход «Чойбалсан» налетел на камни и получил на днище семь пробоин!"
10 Дек, 2011 14:47
Да, Юля это тот "Чойбалсан", вернее "Маршал Чойбалсан". Есть сведения, что он был списан 1958 году, и обрел покой на несколько лет на харлунской пристани в Бичурском районе. Там он был разобран на металлолом в 1962 году. Неплохо бы выяснить биографию этого парохода, в частности его название до Чойбалсана.

Всем привет!

11 Дек, 2011 02:48
Дмитрий, добрый день!

Вот что я нашла.

Железный колесный буксир [b:be7ab918f5]ДОБРЫНЯ 1883 г[/b:be7ab918f5] мастерские с Усолье Иркутской губернии для Я Немчинова - первый у этого хозяина.
Работал на р Чикой, позднее на Селенге.
К [b:be7ab918f5]1900[/b:be7ab918f5] г рейсы Усть – Селенга - Билютой.
С [b:be7ab918f5]1902 [/b:be7ab918f5]г 3 года в аренде у "Товарищество "Потапов Ив. Е.и К.Арендаторы пароходства наследников А.Я.Немчинова на озере Байкал и р.р.Ангаре и Селенге".
[b:be7ab918f5]1908 [/b:be7ab918f5]г перестроен в буксирно – пассажирский с удлинением корпуса и сменой машины (новая Сормовского завода) для Байкальского пароходства и назван [b:be7ab918f5]СЕРАФИМ[/b:be7ab918f5].
[b:be7ab918f5]28 1 1918[/b:be7ab918f5] г национализирован и стал [b:be7ab918f5]БУРЛАК[/b:be7ab918f5].
С конца [b:be7ab918f5]8 1918[/b:be7ab918f5] г у белых и возврат хозяину.
В начале [b:be7ab918f5]1920[/b:be7ab918f5] г отбит красными и сдан Главоду.
[b:be7ab918f5]1922[/b:be7ab918f5] г в Ангаро- Селенгинском.
К концу 20-х гг в Восточно-Сибирском речном пароходстве.
Списан [b:be7ab918f5]1958 [/b:be7ab918f5]г на р Чикой как [b:be7ab918f5]МАРШАЛ ЧОЙБАЛСАН[/b:be7ab918f5].
Разобран в [b:be7ab918f5]1962 [/b:be7ab918f5]г
11 Дек, 2011 02:59
...
13 Дек, 2011 04:17
Спасибо, Юля, за интересную информацию. Похоже, мы с вами пробежались по одним ресурсам. Если фамилии Немчинов и Рукавишников широко известны нам, то о Дмитрие Бенардаки я узнал впервые. Какой человек! Хочу поподробнее узнать и о пароходе Добрыня. К сожалению, в памяти осталось очень мало о пребывании на нем в 1960 году (мал был), не знаю ни имени капитана, ни членов его последней команды, но помню, что он был тогда в совершенно рабоем состоянии, т.е. каюты были в образцовой чистоте, работал камбуз. Хотелось бы найти и фотографию парохода. Возможно, есть в Кяхтинском музее или музее истории РБ.

Всем привет!

Зарегистрироваться или войдите, чтобы оставить сообщение.