Аренда кедровых угодий - за или нет?

22 Мар, 2009 13:15
Шумит Бичура промысловая.... Шумят мужики, не один год таскавшие по тайге колот. Волнуются лесные трудяги, ведь пришло такое время, когда рушатся годами устоявшиеся отношения с лесхозом, от имени государства распоряжавшегося лесными богатствами. Говорят, что старый Лесной кодекс, видоизменённый в лучшую сторону, теперь отобрал это право у лесхоза, а поскольку на улице у нас теперь капитализм, то будьте добры, заготовители, объединяйтесь в удобную для вас форму, будь то ООО, ААА (извините), или "Рога и К*"
И зачесали репу мужики, задумались... Дело то не простое! Это не чурку да мешок по тайге таскать, тут надобно дееспособное общество создать, да так, чтоб и участок сохранить и впросак не попасть. Раньше, бывало, лесхозу отдавали плату за участок, и спокоен. А теперь надо пай определить, и с этим паем на тебя куча проблем свалится, называемые "воспроизводство и охрана лесных ресурсов", содержание дорог да борьба с лесными пожарами. Голова кругом! А тут еще заезжими молодцами пугают, приедут мол, скупят ваши участки, и будете на них спину гнуть. Короче, выхода нет, все в артель! А может это и вправду выход? Как считаете, мужики?
Как думают наши сайтчане, как считают наши юристы?
Давайте обсудим!


Но общем собрании заготовителей выступил Главный лесничий Бичурского лесничества Мотовилов С.Г. ; привожу его доклад как официальную точку зрения лесхоза.

Мотовилов С.Г. – лесничий Бичурского лесничества:
ДОКЛАД
Уважаемые односельчане. Каждый из вас не понаслышке знает, что представляет добыча кедрового ореха сельчанами нашего района в семейном бюджете каждого промысловика. С целью сохранения этого кедрового богатства, как источника существования для многих семей, как источника будущего благосостояния наших детей и внуков, на сегодняшнем собрании мы должны выработать общую концепцию дальнейшего развития орехопромысловых отношений в нашем районе.
Система взаимоотношений в этой сфере, которая существовала в нашем лесхозе до последнего времени, ее можно назвать арендой кедровников, но арендой неофициальной, нашей доморощенной, не узаконенной договором аренды и поэтому не предоставляющую никаких юридических прав и юридических гарантий ни в части гарантированного ежегодного предоставления промысловых участков, ни в части гарантированного предоставления услуг лесхозами района, ни в части достоверности определения урожайности ореха на участках, и соответственно, в размере оплаты за каждый участок.
В связи с вводом в действие 01.01.2007. нового Лесного кодекса система взаимоотношений, наработанная годами по части предоставления промысловых участков для добычи ореха, была разрушена. Статья 11 настоящего кодекса ввела такое понятие в части заготовки дикоросов в лесу, как публичный лесной сервитут, предусматривающий заготовку этих

дикоросов гражданами для собственных нужд совершенно свободно и бесплатно, в любом месте в лесу. Вместе с тем, статья 34 Лесного Кодекса предусматривает заготовку пищевых лесных ресурсов на основании договора аренды лесных участков.
Любой из здесь присутствующих прекрасно понимает, что большая часть ореха в нашем районе, наверное до 95%, заготавливается в промысловых целях, и только малая доля его заготавливается для собственных нужд . Сегодня в законодательстве не существует ни каких ограничений и никаких Правил, регламентирующих порядок реализации, транспортировки и переработки дикоросов, заготовленных для собственных нужд. Но нет никакой гарантии, что завтра государством этот порядок будет установлен и право реализации добытых дикоросов будет только у заготовителей-промысловиков.
На сегодняшнем собрании нам надо совместно определиться, в каком направлении в ближайшем будущем и будет развиваться орехо-промысловое хозяйствование в кедровниках нашего района.
Бичурское лесничество в этом вопросе отдает предпочтение развитию по пути передачи основных промысловых кедровников в аренду, так как в существующей действительности только аренда позволит нам сохранить эти кедровники от пожаров, от бесхозяйственного отношения к нашему общему богатству. И желательно, чтобы арендаторами были наши местные промысловые бригады.
Если на сегодняшнем собрании мы решим объединиться в организацию любой формы, то в дальнейшем, совместными усилиями мы сможем решать вопросы любой сложности в сфере заготовки и реализации кедрового ореха, вплоть до установления нижнего предела цены этой реализации, и самое главное, объединившись – мы сможем влиять на процесс сохранения этого источника благосостояния населения нашего района.
После объединения всех лесопользователей уже можно будет решать вопрос о получении права аренды кедровников. Что она из себя представляет? Система взаимоотношений между промысловиками и Бичурским лесхозом, которая существует уже почти два десятилетия, является сегодня прообразом аренды. Только ведение лесного хозяйства на этих территориях осуществлял лесхоз и юридически права промысловиков были не закреплены договором аренды. Поэтому некоторые из этих отношений были искажены. Например, у промысловых бригад не было никаких юридических гарантий в части ежегодного предоставления одного и того же орехопромыслового участка. Так же не было гарантий в качественном и в полном объеме исполнении услуг лесхозом, не было гарантий в достоверности сведений по определению урожайности на участках лесхозом.
С вступлением в действие с 01.01.2007 г. нового Лесного кодекса, существующая система отношений, даже в ее номинальном варианте, стала невозможной. Тем более, что даже этот кодекс постоянно терпит изменения и в него все чаще и чаще вносят поправки. Например, сейчас принята поправка в кодекс, исключающая реализацию с аукционов насаждений для заготовки древесины. А древесину, заготовленную на собственные нужды, сегодня реализовать практически невозможно. Аналогично может получиться ситуация и по ореху. В связи с постоянными изменениями законодательства добытый кедровый орех в соответствии со ст.11 ЛК, не исключено, что не возможно будет сбыть, а возможен будет сбыт ореха, добытого на основании договора аренды. Если эти изменения произойдут, тогда все крупные перекупщики и переработчики кедрового ореха вынуждены будут оформлять кедровники в аренду. А эти перекупщики, как водится, являются все жителями иных регионов. И вполне естественно, при аренде кедровников будут преследовать чисто свои интересы без учета интересов местного населения.
Исходя из сказанного, для предотвращения подобных ситуаций, Бичурское лесничество предлагает вам объединиться в организацию любой из приемлемых форм и от имени этой организации выступить на аукционе претендентами на оформление договора аренды кедровников, находящихся на территории лесничества.
Для наработки по этому вопросу и подготовки процесса объединения промысловиков, регистрации организации, сбора банка и анализ имеющейся информации предлагаю вам из нашего числа выбрать организационный комитет.

Всем привет!

22 Мар, 2009 13:26
Что-то жидковатая колотушка-то для таких бойцов... smile

Бичура - здесь жить нам и нашим детям!

22 Мар, 2009 13:43
В той березовой чурке - 25 кг. веса минимум. Через 60 минут работы вся одежда пропитывается потом насквозь. Работа азартная и время летит незаметно. Но если колотить одному - сдохнешь через пару дней. Поэтому большое значение имеет правильная организация труда: регламент и чередование вида работ. Первые три дня тяжело, а потом втягиваешься. Если обеспечено правильное питание и минимум вредных привычек, то работа доставляет большое удовольствие.

Всем привет!

22 Мар, 2009 14:15
Этот помочнее будет smile

Бичура - здесь жить нам и нашим детям!

22 Мар, 2009 14:17
Судя по колотовнику и по валунам - это Кокуцел будет?

Бичура - здесь жить нам и нашим детям!

22 Мар, 2009 16:06
Да, верхняя граница, "стулья".

Всем привет!

23 Мар, 2009 15:07
И что вы обсуждаете:"быть или не быть" артелям или "бить или не бить" сфотографированной колотушкой smile ?
31 Мар, 2009 11:15
Отвечу я как всегда с точки зрения, исходящей из толкования Закона. Под Законом здесь понимается массив нормативно-правовых актов – нормы, которых регулируют лесные отношения, – то есть лесное законодательство. Скажу сразу, некоторые из них фактически утратили силу, не соответствуют новому Лесному Кодексу (далее ЛК), но официально ещё действуют, порой вступая в противоречия с ним. Это я к тому, что лесное законодательство противоречиво, а ЛК ещё «сырой». И я это могу доказать. Поэтому можно найти лазейки в законе ...
Но мы сейчас про орехи - пищевые лесные ресурсы и доклад Сергея Мотовилова с его предложениями как быть дальше. Тут же хотел поблагодарить администрацию сайта за то, что частенько подкидываете задачки, требующие юридического ответа, это заставляет думать! smile
Я не выдающийся юрист, только учусь, но то, что пишут уже неплохо понимаю. smile
В своей оценке проблемы начну с того, что буду исходить из тезисов доклада главного лесничего, в которых он обозначил вполне справедливые опасения о судьбе промысла орех населением района.
Г-н Мотовилов правильно понимает изменения, которые внес новый ЛК в систему многолетних взаимоотношений между нашим лесничеством и заготовителями. Но наблюдается не совсем правильное понимание статьи 11 ЛК либо в связи с отсутствием юридического образования, либо с неверным ее толкованием местными юристами.
По определению публичного сервитута дикоросы в виде орехов являются таковыми, и по смыслу части 1 данной статьи, в принципе, можно согласиться с этим. Однако не зря учили смотреть вводные законы. Из части 3 статьи 33 вводного закона к ЛК (ФЗ от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ) следует, что сбор дикорастущих растений не относится к числу публичных сервитутов. Иначе бы эта статья противоречила статье 34 этого же Кодекса. Соотнося статьи 11 и 34 ЛК, важно понимать, что ст.11 регулирует пребывание граждан в лесах, а также сбор и заготовку дикорастущих плодов для СОБСТВЕННЫХ нужд. Посему утверждение о том, что на сегодня в законодательстве не существует каких-либо ограничений заготовки орех для собственных нужд, верно. Однако поэтому-то и нужно различать и соизмерять объемы, заготовляемого «для себя» и для сбыта ореха. Под собственными нуждами законодатель понимает «сбор дикоросов с лукошком», надеюсь, меня поняли.
На мой взгляд, вопрос об объединении промысловиков в организацию какой-либо организационно-правовой формы не совсем актуален, и искусственно задет самим лесничеством с целью привлечения финансовых средств от арендаторов. Прошу прощения, но это моё личное мнение. Ведь сегодня ничто не запрещает добывать орех даже в несоизмеримых объемах с объемами для собственных нужд. Как прозвучало в докладе Сергея Георгиевича, это: «годами сложившиеся отношения ...». А в случае изменения норм, относительно недолго создать организацию, как мне представляется целесообразнее, в виде хозяйственных товариществ.
Лазейку тут вряд ли найдешь, но обращаясь к статье 35 ЛК, регламентирующей порядок сбора дикоросов для собственных нужд, замечаешь, что никаких ограничений нет, только лишь по статье 27 ЛК. Часть 3 статьи 35 гласит, что к заготовке гражданами дикоросов для собственных нужд не применяются части 1, 3 и 4 статьи 34 ЛК (то есть обязанность аренды). Это первый выход.
Теперь всё-таки об аренде. В соответствии с частями 2 и 3 статьи 71 ЛК отношения по поводу аренды лесного участка регулируются Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК), если иное не установлено ЛК. Так, к договору аренды лесного участка применяются общие положения главы 34 ГК об аренде. А статья 606 ГК определяет, что плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. Вот вам и законные орешки. Статья 71 ЛК также определяет порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. «Юрикам» - в аренду, «физикам» - в безвозмездное срочное пользование, которое регулируется главой 36 ГК с учетом особенностей ЛК, а именно п.4 части 1 статьи 25. Теперь, пожалуйста, получайте в порядке аукциона право на аренду и арендуйте участок хоть на 49 лет, хватит и внукам smile . Налогом он не облагается, плата только за аренду, которую устанавливает муниципалитет. Однако возможным камнем преткновения здесь выступает норма части 4 статьи 71 ЛК о том, что правом безвозмездного срочного пользования наделяются юридические и физические лица в порядке, установленным Земельным Кодексом. Там такое право предусмотрено только в одном, подходящем для промысловиков случае, когда они являются казенным предприятием, то есть МУПом на праве оперативного управления. Статья 115 ГК отсылает нас к ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», где нет случая организации казенного предприятия, связанного с добычей дикоросов. Но в перспективном смысле можно признать таковым указанный там случай – при необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной. Но если это не так, то привлекательное во всех отношения для промысловиков объединение в МУП на праве оперативного ведения представляется невозможным.
Мое позиция не является доктринальной smile, поэтому прошу всех желающих выразить своё мнение по данной проблеме.

... не думай, что всё проходит бесследно ... придет день, и ты вернешься домой ...

31 Мар, 2009 14:19
Спасибо, Артём, за подсказку по ФЗ-201, завтра на работе обязательно проштудирую ст. 33 этого Закона, этот закон я знаю неплохо, но видимо, что-то всётаки пропустил. А ст. 11 ЛК комментировали не местные юристы, а специалисты Рослесхоза. Мой вопрос им и их ответ привожу дословно ниже.
Вопрос:
Здравствуйте! Прошу Вас прокомментировать следующую ситуацию, связанную с вопросом лесопользования. Участок лесного фонда заявлен для аренды в соответствии со статьей 34 ЛК РФ для заготовки пищевых продуктов, а именно – кедрового ореха. При условии оформления арендных отношений, будет или нет действовать на арендованном участке право заготовки гражданами кедрового ореха на собственные нужды на основании ст. 11 ЛК РФ (публичный лесной сервитут). Если граждане таким правом будут обладать, то подскажите , пожалуйста, предполагаются или нет в ближайшем будущем внесение изменений в лесное законодательство для исправления похожих ситуаций т.к. в этом случае аренда и публичный лесной сервитут являются взаимоисключающими видами лесопользования на одном и том же участке леса. С уважением Бичурское лесничество. Р.Бурятия 23.03.2009
Мотовилов Сергей Георгиевич
Ответ:
Частью 8 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных
Управление использования и воспроизводства лесов
Кроме того, эта же ст. 11 прокомментирована разработчиками ЛК в комментариях к нему, они тоже у меня на работе, завтра могу скинуть выдержку.
Сбор гражданами дикоросов ничем не ограничен на сегодня, существующии нормы в Лесном законодательстве Республиканского уровня на сегодня отменены и размер «лукошка» ничем не ограничен, в этом первая проблема на пути решения вопроса тем путём, который Артём предлагает. Вторая проблема кроется в том, что сегодня нет никаких ограничений на реализацию ореха, добытого на собственные нужды, этим пользуются крупные перекупщики ореха да и сами промысловики. Но нет никаких гарантий, что завтра это ограничение государство примет законодательно, вот тогда-то все перекупщики кинутся на аренду кедровников, а наши, местные промысловые бригады, вряд ли составят им конкуренцию на лесном аукционе. Поэтому, пока сегодня на горизонте нет реальных конкурентов, нужно успеть воспользоваться ситуацией. А опасения в том, что лесничество затеяло искусственно спровацировать аренду кедровников с целью привлечения каких-то финансов от арендаторов, то со всей ответственностью могу заверить, что это не так. На общем собрании промысловиков мною было заявлено от имени лесничества и лесхоза, что если собрание примет решение арендовать кедровники и будущий арендатор сам возьмётся за осуществление лесохозяйственной деятельности на арендованной территории, никто препятствовать такому решению не имеет право, это право выбора самого арендатора, а если арендатор сам будет хозяйствовать на своём участке тайги, тогда о каких финансах для лесхоза может идти речь? В чём, Артём, ты усмотрел здесь подвох со стороны лесничества? Другое дело, если арендатор решит сделать какие-то инвестиции в район, откроет какое-то дополнительное производство, например, по переработке ореха здесь, на месте, то от этого выиграют все, без исключения, жители нашего района.
А у лесхоза интерес в этом вопросе простой, и я его на собрании озвучил: сохранить в районе орехопромысловые бригады как наиболее подготовленные, мобильные, имеющии свой личный интерес, отряды по ликвидации лесных пожаров, особенно в удалённых и труднодоступных углах нашей тайги. А без аренды мы не видим путей в решении этой непростой задачи.
Артёма и остальных просим активно прокомментировать понимание этой не выдуманной проблемы. Тем более очередное общее собрание промысловиков назначено администрацией района на 6 апреля, на 10 часов в здание администрации. На этом собрание надо окончательно принять решение и, каким бы оно не было, лесничество подчинится воле общего мнения. Только никто не даст гарантии, что вопрос аренды будет всё равно решён в дальнейшем, только уже без нашего с вами участия и вряд ли будут по этому вопросу устраивать полемики. Ко всем с уважением.

Бичура - здесь жить нам и нашим детям!

01 Апр, 2009 12:26
Артём, я сегодня тщательно проработал ст.33, ч.3 ФЗ-201 и пришёл к выводу, что твоя трактовка как этой статьи, так и ст. 11 ЛК, неверны. СТ. 33 ФЗ-201 вносит изменения в Земельный кодекс, а именно удаляет из ст.23 этого кодекса словосочетание «заготовка дикорастущих растений», которая ранее осуществлялась на основе публичного сервитута. Как я понимаю, это действие не отменяет публичного лесного сервитута, т.к. сбор дикоросов – это лесные отношения и регулируются они Лесным кодексом, поэтому и заготовка дикорастущих растений и была удалена из Земельного кодекса, призванного регулировать земельные отношения.
А то что сбор дикоросов относится к публичному лесному сервитуту доказывает следующее определение, найденное мною по ссылке http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RLlxtup!xlwioyzy :

Лесной сервитут
Forest servitude
Лесной сервитут - в РФ - возникающее в силу закона или договора право граждан и юридических лиц по ограниченному использованию участков лесного фонда и участков лесов, не входящих в лесной фонд, находящихся в пользовании других лесопользователей. Различают публичный и частный лесной сервитут.

Переход Яndex Верх Google Низ
Публичный лесной сервитут
Public forest servitude
Публичный лесной сервитут - в РФ - право граждан бесплатно и свободно:
- находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд;
- собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие (незапрещенные) пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье;
- участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Переход Яndex Верх Google Низ
Сервитут
Servitude
От лат.Servitus - обязанность
Сервитут - установленное законом или договором право пользования чужим имуществом в определенных пределах: право проезда, запрет возводить строения и т.д.

Переход Яndex Верх Google Низ
Частный лесной сервитут
Private forest servitude
Частный лесной сервитут - в РФ - право ограниченного пользования участками лесного фонда или участками лесов, не входящих в лесной фонд, находящихся в пользовании лесопользователей, предоставленное заинтересованным лицам на основании договоров, актов государственных органов РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также судебных решений.

Вот таким образом я попытаюсь опровергнуть найденные тобой противоречия в ФЗ-201 и ЛК. Но всё равно спасибо, что обратил наше внимание на этот Закон, я в нём нашёл и ещё кой-какие интересные изменения по Налоговому законодательству в интересующей нас теме.

Бичура - здесь жить нам и нашим детям!

Зарегистрироваться или войдите, чтобы оставить сообщение.