Семейские в Бичуре живут уже 240 лет... Некруглая дата, но тем не менее. Предлагаем историко-демографический очерк Е.Д. Федотовой к этой дате.

   В последние десятилетия в архивах разных городов (Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Улан-Удэ) Ф.Ф. Болоневым найдены уникальные документы по истории переселения семейских в Сибирь. В своей книге «Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв» он устанавливает, что первые семейские прибыли в Забайкалье в 1765г. В 2015 году исполнится 250 лет с момента этого события.

   О поселении в Бичуре он пишет следующее, что семейские из первой партии прибывших были «поселены наперво по речке Иро слободой под названием Покровского села». А потом снова переведены, а, по мнению самих бичурян, перешли сами на речку Бичуру в Бичурскую деревню. Это случилось в 1768 году. Ф.Ф. Болонев приводит обнаруженный им архивный документ, в котором семейские указывают год поселения в Бичуре – 1768. Ранее в очерках Максимова С.В. – этнографа, путешествовавшего по Сибири в XIX в. указывалась другая дата – 1780 г.

   В числе 70 душ мужского и 66 женского пола, прибывших в Бичуру в 1768 г., было 26 семей. Первоначально они занимали противоположную православным сторону реки. С ростом численности населения был освоен и другой берег. Известно, что до прихода семейских на землю Бичурскую здесь уже жили казаки. Исследованием того периода истории Бичуры и края сегодня занимаются Андронов Д.А., Истомин И.Ф., Громова А.Г. и др.

    В январе 1795 г. в Бичуре проживало уже 186 душ мужского пола и 185 женского, всего 371 человек в 31 доме. Привожу списки, найденные Ф.Ф. Болоневым. Это главы семейств – Петр Нестеров, Семен Гладких, Трифон Просвиренников, Андрей Белой, Никифор Афанасьев, Федор Разуваев, Семен Нестеров, Сидор Киприянов, Сильвестр Пантелеев, Мамант Иванов, Епифан Тюрюханов, Логин Иванов, Андронник Гаврилов, Василей Петров, Дмитрией Савельев, Василий Пузанов, Трофим Тимофеев, Фирс Иванов, Никита Ткачев, Иван Ткачев, Иван Голованов, Иван Родионов, Авраам Утенков, Ефим Мартынов, Сергей Перелыгин, Данило Перелыгин, Михайло Турчанинов, Андрей Слепнев, Никита Клычин, Федор Михеев, Тимофей Авдеев.

    В Государственном архиве Иркутской области мною найдены статистические данные, которые позволяют проследить дальнейшую динамику роста численности населения Бичуры и его этноконфессиональный состав. В этноконфессиональном плане население Бичуры было представлено в значительном преимуществе старообрядцами – 90%, а также старожильческим православным населением – 10 %. Это соотношение практически не изменялось на протяжении всей дореволюционной истории села. Небольшое количество в общей численности составляли так называемые посельщики, как их именуют в источниках. В документах о Бичуре с 1810 года встречаются указы о водворении посельщиков на места. Об этом населении в одном из приказов Верхнеудинского Земского Комиссара Измайлова сообщается следующее: «Во всех селениях усматриваю я, что присылаемые на пропитание ссыльные вместо того, чтобы они снискивали оное посильной труду работою по возможности у поселян, шатаются постыдно по миру из одного селения в другое... совершенно бродягами, чрез что иногда по испорченности нравов могут происходить дурные последствия". Далее в письме говорится о необходимости прикрепления их к определенной территории. Посельщики, как правило, селились среди православных и приписывались к ним же. Семейские в этом отношении жили обособленно от всех остальных и как сказано в документах «ссыльные даже если попадали в их среду, то тут же в ней растворялись». С 1795 по 1808, т. е. за 13 лет, население выросло на 239 человек и в Бичуре проживало уже 610 человек. Известно, что в XIX веке происходило доселение в Бичуру семейских из Тарбагатая. Но сколько и в каком году людей пришло точно не установлено. Судя по цифрам, это как раз таки было между 1795 и 1808 годом. В 1820 г. численность только ревизских душ составляла 472, других данных нет. Известно лишь то, что от 1820 г. сохранился список 10 поселенцев и некоторые из них были с семьями - всего 20 человек. О них путешественники писали, что те «срослись с семейскими». 1825 год интересен для Бичуры следующим: старообрядцев всего – 1069, они занимают 150 домов. Родилось в том году у семейских 45 детей, а умерло 23, т.е. прирост составил 22 человека. Умершие старообрядцы распределены следующим образом: один умер в 55 лет, 5 человек в возрасте от 6 до 14 лет, остальные 17 в возрасте до 5 лет. Такая ситуация говорит о высокой детской смертности. Самые старые на тот год были в возрасте 81 года - 1 мужчина, мужчина 77 лет. 6 мужчин в возрасте от 72 до 75 лет, 3 женщины - 70 лет. Цифры говорят о том, что население в целом было молодым. Высокие нравственные принципы, веками пестовавшиеся старообрядческой церковью, здоровый образ жизни, трудолюбие, неприятие спиртного и табака, брачные связи внутри своей общины не ранее 8 поколения — все это, несомненно, оказывало положительное влияние на формирование духовно и физически здорового типа населения. Среди описаний путешественников того времени очень часто встречаются восхищенные отзывы о здоровье и красоте семейских женщин, о крепости, силе, выносливости и трудолюбии мужчин. По праву М.Е. Салтыков-Щедрин называл старообрядцев – цветом русского простонародья. По материалам П.А. Ровинского, ученого, побывавшего в Бичуре в 1870-е гг. представлено следующее описание этой территории: «Вся область по Селенге и ее притокам в конце прошлого столетия представляла пустыню. Только в низовьях, да в местности Верхнеудинского округа население группировалось, их можно было назвать селением, остальное пространство было пустое, или занято кочевниками, и только кое-где появились заимки и хутора. В это время приходят семейские в значительном числе, с их приходом тотчас Чикой становится тесен, в конце же прошлого столетия уже нашли поселения по Хилку и окрестностям… Такого быстрого заселения такого огромного пространства мы не находим нигде в Забайкалье, да, кажется не найдем и в целой Восточной Сибири. Быстрый рост этого населения совершался путем нарождения». В целом за период с 1795 по 1860 гг. численность семейских в Бичуре выросла в 17 раз! Такого высокого прироста не было отмечено нигде во всей истории народов Сибири. В основе интенсивного роста численности населения села была высокая рождаемость, которая достигала максимально возможных показателей у женщин. Религиозно-этические нормы староверов закрепляли мировоззренческие установки на высокий уровень рождаемости и укрепление семейно-брачных отношений. Такой рост населения при том, что в XIX в. на всю Бичуру был один врач Кириллов и очень высоким был уровень детской смертности. Численность населения продолжала расти и позднее: в годы первой русской революции, русско-японской войны, даже в годы Первой мировой войны. На начало 1919 г. в Бичуре проживало около 7000 человек. С момента появления семейских здесь численность населения, таким образом, выросла примерно в 50 раз. Со времени установления Советской власти происходило постепенное вытеснение старообрядческой церкви из общественной жизни, существенное сокращение ее влияния на новые поколения, а потому изменение мировоззрения семейских. Процесс обмирщения получил широкое распространение. Религиозно-этические нормы, регулирующие брачно-семейные отношения, репродуктивные установки, как один из определяющих факторов высокой рождаемости, перестали иметь характер непререкаемых. Постепенно вошло в норму применение средств контрацепции, абортов; население перешло к сознательному планированию семьи. Однако еще в 1950-е гг. установка на высокий уровень рождаемости еще имела место быть в личном сознании у небольшой части населения. В 1960-70-е гг. показатели прироста населения в селе Бичура были выше среднереспубликанских и среднесоюзных. И в 1980-е гг. продолжался прирост населения села, хотя его темпы снизились. В 1995 г. в Бичуре проживало 11783 человека. Это максимальный показатель количества населения села за весь период его существования. Однако в 1990-е гг стали глубже проявляться демографические тенденции сложившиеся в предыдущий период. Существенно снизились темпы прироста, а с 1996 г. наблюдается убыль населения. На 2008 г. в Бичуре проживает 9798 человек. Отчасти убыль населения села сдерживается притоком жителей из малых сел. Курс радикальных реформ 1990-х гг., проводимый в нашей стране привел к резкому падению уровня жизни населения. Все это не обошло и староверов Бичуры. За всю историю, все кризисы и катаклизмы, которые выпали на их долю, так не сказались на народе, как 1990-е годы; ни репрессии 1930-х и раскулачивание, ни насаждение атеизма, ни массовые высылки за пределы республики в 1930-е гг, ни даже годы Великой Отечественной и послевоенное время. Никогда в старообрядческих селах население так не убывало, как убывает в последние 10-15 лет. Оставшаяся его часть стареет, что свидетельствует о деградации сельского социума. Эти тенденции – сокращение рождаемости, старение населения и др. являются весьма устойчивыми, поскольку они складывались на протяжении последних 20-40 лет, а сегодняшнее экономическое состояние сельского хозяйства только усугубляет их проявление. Они страшнее, чем иные мрачные футурологические прогнозы. Негативные тенденции воспроизводства, сохраняющиеся достаточно продолжительное время обычно приводят к депопуляции. Потенциальные возможности этнической группы семейских, к воспроизводству существенно ослабевают. Это обстоятельство в числе факторов, которые усугубляют процесс потери этнокультурного колорита и уникальных традиций. Демографический кризис является проявлением двух составляющих, имеющих различное происхождение. С одной стороны, это общероссийские и общемировые перемены, свойственные промышленно развитым странам и регионам, имеющим высокую долю городского населения, а также высокий образовательный уровень населения и высокую занятость женщин в общественном производстве. Именно данные факторы формируют низкий уровень рождаемости и изменения в семейных отношениях. С другой стороны, это - часть общего для современной цивилизации суженого воспроизводства населения. В развитых странах убыль сельского населения компенсируется повышением продуктивности сельского хозяйства. Хочется верить, что в будущем оставшиеся на селе 3-5% населения Бичуры завалят нас продовольствием, как это произошло в Англии и Дании, но это население уже не будет русской деревней и русским крестьянством с его самобытной уникальной культурой. Сегодня село Бичура остается самым крупным сибирским селом с самым длинным в мире сельским проспектом (ныне ул. Коммунистическая), занесенным в книгу рекордов Гиннеса. Старообрядцы во все времена жили в сложных условиях. При этом историческая память, вера в себя спасла не одно поколение наших прародителей, позволила сохранить лицо народа, его духовную крепость, традиции и культуру.

Е.Д.Федотова

Комментариев: 6

Сергей 15.02.2010 22:00 #

Здравствуйте. Хотелось бы задать вопрос - девичья фамилия моей жены Белых - отец ее с деревни Старая Курба. Хотелось узнать - Белыхи с вашего района не родственники Белыхов Заиграевского района?

Разуваев Андрей Евгеньевич 21.08.2010 6:31 #

Здравствуйте! Я, Разуваев Андрей Евгеньевич 1978 г.р.Мой дед Разуваев Фёдор Фёдорович уроженец Окино Ключей. Его отец Федор Сидорович Разуваев умер в Усть-Баргузине в 1951 году. Деда, к сожалению, тоже нет в живых похоронен тоже в Усть-Баргузине. Отец мой - Разуваев Евгений Фёдорович и я живём в Усть-Баргузине. Интересно, наверное тот Разуваев Фёдор что упомянут в переписи 1795 года наверное родственик или пра ... пра.. дед. Моё почтение всем Бичурцам! Если кто ответит - замечательно. Может найду родню.

искатель 21.07.2011 19:48 #

Почему фраза "семейские указывают год поселения в Бичуре -1768" более обоснованная, чем информация этнографа Максимова С.В. -"год поселения 1780"?Ведь "указывать" - не факт и не документ. То, на что ссылается Болонев, лишь "источник", в котором зафиксировано предание и не более.

Анна Истомина 07.12.2013 14:54 #

И еще мама моя Асеева со Старых- Ключей, но у сестер Осеева, ее сестра Лиза рассказывала, что в детстве их звали Ромаши от фамилии Романовы, бабушка не разрешала выходит за ворота своим внучатам прятала документы в земле, а перед дождем препрятывала, позже они куда-то делись. Бабушка Агафья, а вот деда не помню мама Полина, сестры Лиза, Шура, Ульяна, братья Григорий, Василий. Напишите пожалуйста хотя-бы что-нибудь.

Анна Истомина 07.12.2013 14:45 #

Я читала книжку " Дети войны" про Елань там писали про моего отца Истомина Василия, хотелось бы узнать, откуда они переселены. Понимаете фильм "Апостол" все черты характерны отцу и самое главное близорукость, ведь это генетика, а еще в Краснодарском крае под городом Крапоткин был хутор Истомин, но весь хутор переселили, из истории " Их вывезли в 1780 году в неизвестном направлении

default avatar
31.12.2014 12:55 #

Комментарий был удалён


Зарегистрироваться или войдите, чтобы оставить сообщение.