Возврат на главную страницу

    Мне только что вырвали зуб. Совершенно здоровый. Он, видите ли, мешал планам дальнейшего протезирования. Закутавшись в шарф, плотно застегнув куртку, я шел по неочищенному от снега тротуару, боясь, вдобавок, еще и грохнуться наземь. В промёрзшем насквозь городе зажигались огни, тянул колючий ветерок – температура -33. До автобуса оставалось два часа, и моей целью было посмотреть выставку известного скульптора-художника Даши Намдакова.

     Не скрою, работы его частично видел в печатных и интернет-публикациях. Поражала его удивительно специфическая манера ваяния, фантастическая, сказочная.

    В ярко освещенном зале сампиловского музея всего несколько человек, молча созерцающих творения художника. Решил осмотреть экспозицию «по солнышку»: сразу скажу, что я не искусствовед, а всего лишь технарь, и судить о произведениях такого высокого уровня мне сложно. Это оговорка на будущее, мнение дилетанта не судите строго.

    Начал осмотр с «Бегущего» - странного существа в позе бегущего зайца, когда задние ноги обогнали передние. В общем, это наиболее понятное мне изображение человека в динамике. Однако, платье (халат) бегущего волшебным образом превращается в панцирь, а борода монголоидного героя трансформируется в клыки какого-то грызуна. Истончённые руки обрываются культяпками, на плечах проглядывается глаз... Завершает скульптуру круглый киль, который при рассмотрении скульптуры с правой стороны оказывается шаманским бубном. Да… вот она, жизнь - БЕГ, необходимость передать сакральное - бубен и борода - мудрость, превращающаяся в бивни грызуна, обращённые к земле (смерть). Фигурка величиной с небольшую собачку затейливо описала драму человеческой жизни. Я еще дважды возвращался к скульптуре, удивляясь её лаконичности. А вот эта груда цветного металла, на первый взгляд, отдалённо напоминающая останки человеческих тел, называется «Энергия». Искорёженные мощи разверзнуты как бы землятрясением, мечом, топором, лазерным лучом повдоль тела, но они не истекают кровью, а светятся изнутри тёплым золотистым цветом. Почему-то вспомнился Холокост, когда в мощах узников не оставалось ничего, кроме этой самой жизненной силы, энергии, и способной победить тёмные силы. Сильно, Даши!

     Я иду дальше, рассматривая на помещённые в рамах под стеклом рисунки, наброски автора, позволяющие заглянуть на рабочий стол Даши, порыться в его черновиках и этюдах. Они выполнены изящно, тем, что было под рукой – карандашом, шариковой ручкой. Поражают великолепные и точные линии - словно Господь держал за руку!

     А вот эту вещь я постичь не смог… Она очень проста – бронза, снова череп грызуна, верхняя часть. Ну и что? А дело в названии «Инь и Ян»! Где здесь гармония мужского и женского начал, где единство и противоположность? Как понимать-то?

    Ушел, так и не прочитал тайный смысл автора. Но череп не давал мне покоя, просил прояснить смысл, объясниться. Возвращаюсь. Ну ладно, пусть будет хотя бы так: в принципе, это неделимая часть скелета примата. То есть, единство уже есть. Дальше ход моих мыслей протекал следующим образом: Инь и Ян - Он и Она, ищут друг друга, находят и становятся одним целым, иногда настолько сближаясь, что делаются похожими друг на друга, с похожими привычками и даже пороками - вспомним клыки. Иногда гармония единства даёт трещину, но они не замечают этого, и существуют вместе, уничтожая друг друга. Этот момент Даши изобразил в виде дыры в кости, расширяющий глазной проём животного. Приём, конечно, интересный, ведь глаза – зеркало души человека и ущербность этого проёма говорит о слабости души, не способности освободиться от отягощённых уз. Но всё равно, они живут, и остаются в одной коробке до конца. Простите за примитивизм, скорее автор имел ввиду иное.

    Переходя от одного экспоната к другому, иногда впадая в состояние ступора, невозможности объяснить увиденное, ощущал состояние близкое к дежавю… Где-то уже видел… Слышал… Приснилось? Нет… Вот! Вспомнил! Полулюди, полубоги, засыпаем на пороге…, стихотворение «Знаки Зодиака» Николая Заболоцкого! В принципе, оно тоже о жизни, о влиянии неба на земную жизнь, то есть к поэту метафоричное сочинение свалилось «с неба».

    Смотря на работы Намдакова, всё чаще думаю, что они тоже с неба, но метафоричность их – как бы ироничное иносказание, своеобразная форма повествования о житье-бытье, доступная гениальным художникам, таким как С. Дали. Однако Даши не С. Дали, в котором есть от дьявола. Даши целостен, непорочен, корнями от родной культуры своего народа, он предан ему, его земле и является совершенным апофеозом традиций бурятской культуры. Символ этого – большой семейный снимок, как бы парящий над залом, снимок, наполненный добром и домашним уютом.

    Описать выставленные скульптуры сложно, над каждой необходимо думать, размышлять. Сказочный мир - он ведь больше на воображении, фантазии, и понять замысел художника не всегда возможно. Его фигуры не всегда цельны: они лопаются, ломаются, вместо ног у них вырастают птичьи лапы, вместо носов – клювы, у льва вырастают крылья, срастаясь, они превращаются в кентавров, в немыслимых мифических сказочных существ. И у этого есть какой-то, одному художнику известный смысл.

    Работы Даши доступны. В любом смысле, я сумел провести с ними рядом два часа своего времени, разглядывал и так и этак, фотографировал. Как пенсионеру билет мне обошелся в 280 рублей. Спасибо, Даши. Если вам захочется купить работу мастера, пожалуйста в интернете они продаются. Но это не для каждого, стоят они очень дорого, и это правильно. Работы талантливого мастера мирового уровня не должны уподобляться фигуркам массового производства. Но кто захочет купить шедевр, у того деньги найдутся.  В его работах – конгломерат старинных традиций литейного дела бурятских мастеров и современные западные технологии, позволяющие сделать произведения искусства высочайшего качества, и это стоит денег.

    На выставке представлены совсем немного ювелирных изделий Намдакова, особый интерес у меня вызвал чайный сервиз, изготовленный в Лондоне по эскизу Даши. А вообще, этот художник многогранен. Он куёт и отливает свои работы, уверенно работает с разными материалами: металлами, костью, кожей, конским волосом, деревом. По эскизам Даши семейный коллектив изготавливает куклы в национальных костюмах.

    Свои впечатления о выставке Даши Намдакова хочу закончить работой «Отец-Байкал», установленной на Ольхоне. Представляет собой она высохшее дерево, в коре которого читаются черты пожилого человека, хозяина водной стихии. Работа была принята неоднозначно, однако сейчас стала местом притяжения для туристов и паломников.

    А еще вот что подумал… Интересно, как бы выглядели в исполнении Даши герои русских сказок: Емеля, Щука, Старик со Старухой, Три Богатыря, Илья Муромец , Конёк-горбунок, Иван Царевич и Серый волк, и даже – Буратино!

    Давайте посмотрим на работы мастера и подивимся таланту нашего земляка, родина которого - посмотрел по карте, расположена всего в 387 километрах от Бичуры.

     А я иду на вокзал. Широко расставляя ноги, чтобы не упасть на обледеневшем тротуаре, шепчу замёрзшими губами: «Полулюди, полубоги…»

Дмитрий Андронов

Инсталляция в фойе музея

Семейное фото

Это - скульптура Чингисхана, установлена в Лондоне

В зале музея

Комментариев: 2

Андронов Артем 20.12.2023 22:09 #

Даши - художник несомненно одаренный, от бога. А надо ли искать смысл в искусстве? Мы же не ищем его в зимних узорах или причудливых деревьях.. Природа создала по своим законам и нам остается наблюдать и восхищаться. Может и тут так надо?

Андронов Дмитрий 24.12.2023 21:35 #

Надо, надо, искать смысл. Это интересно. Загадочно, что имел ввиду мастер, надо как-то понять его замысел. Всегда интересно порыться в мозгах гения, словом "постичь" его идею. Хотя, думаю, это невозможно.

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.