Как-то нечаянно я стал яхтсменом. Или не стал. Победа в регате, проходившей прошлой осенью вдоль побережья провинции Тоскана государства Италия дает право назвать себя яхтсменом? Не знаю, но думаю, что рассказать про эти приключения я могу.
Итак, инициативная группа товарищей и коллег позвала меня покататься на лодке по Лигурийскому морю, посетив остров Эльба, место ссылки Наполеона Бонапарта. Там будет проходить регата среди свежеиспеченных шкиперов из центральной части России и Сибири. Две лодки – корпоративные туристы. Одна из них наша. Лодка – это парусная яхта на четыре каюты и одну кают-компанию. В Пизу летели через Мюнхен и совсем уже за полночь добрались до марины Cala de Medici. В этой марине есть небольшая кафешка, комната гигиены и пляж. Все.
Это мы разузнали по-утру, а ночью нас встретил суровый шкипер Антон, оглядел, не скрывая пренебрежения, и сказал: «Всем спать, салаги. Завтра первая гонка. Надо победить».
Мне он сразу не понравился. Нет, победить я не против и люблю это делать.. Но салагой себя не считал. А зря.
Утро. Селфи на фоне лодок и катеров, капучино с круасаном на берегу и общий сбор команд. И снова на лодку. Нужно придумать название команде- решили назваться Ай ти (IT), потому что весь экипаж был объединен сферой информационных технологий. Антон бодро дает команды, распределяя обязанности. Иногда матерится, потому что мы абсолютно не понимаем, что он говорит. Нет конечно, это я сейчас с легкостью, например, выговариваю слова (и даже могу показать) кранец, стаксель, генакер, спинакер.... А тогда мы, беспомощно озираясь по сторонам и ища друг у друга поддержку, вежливо интересовались у шкипера где есть кранец. А он невежливо показывал.
Выходим из марины на моторе, штиль. Красота. Огибаем островок, глушим мотор. Распределяемся по лебедкам, кто-то на оттяжках. Ставим стаксель. Дунул ветерок, парус наполнился воздухом. Понеслась. Первый поворот стакселя, открен, шкипер ругается на замешкавшихся на лебедке (на меня конечно). Ох, эти повороты, основа основ. Лодка ведь идет зигзагами, переставляется, ловит ветер. Один чуть раньше потравил, другой не резво выбирает .... и все- парус весит тряпкой несколько секунд. Лодка замедляет драгоценный ход.
Вторая туристская лодка сплошь из женского экипажа. Плывет себе в удовольствие вдоль острова. Фотографируются там наверно и загорают. А мы учимся побеждать. Или хотя бы не нервировать Антона.
Вдруг шкипер оживляется (мы потом часто будем видеть этот взгляд) и констатирует факт, что одна из лодок оппонентов ставит генакер. Друзья, вы можете почитать в википедии значения этих терминов, но нам тогда объяснили, что это круто. И мы тоже стали его ставить. И конечно порвали. Стыдливо озираясь по сторонам (будто кто-то видит в открытом море) мы свернули генакер и сосредоточились на качестве поворотов. Идем вторыми. И тут снова Антон оживляется: порвали. Как опять? Это не мы! Первая лодка порвала основной парус, в бинокль видно как шкипер штопает стаксель. Это шанс. Мы большими зигзагами обходим остров и финишируем первыми через четыре часа гонки. Еще и покупаться успели.
А потом были второй и третий этапы, в которых мы были вторыми и третьими. Сильнейший шквал, когда мы привязывали шкипера к штурвалу и одевали спас-жилет ему на голову, спасая от огромных градин. Нас отрезвляло правило беречь Антона- если юнга упадет за борт, шкипер сделает все возможное, что бы его спасти. Если шкипер упадет за борт – шансов мало у всех сразу. Между гонками, по вечерам, шикарные экскурсии по винодельням и старинным городкам. Посиделки в маленьких уютных кафешках провинциальной Италии. И один вечер ностальгии по родине- мы сварили отличную солянку на борту лодки и угощали ею соперников.
И вот последний день гонки. Пан или пропал. Если мы первые- по очкам мы занимаем первое место в регате. Но практика показала, что наша лодка по ходу проигрывает в скорости. Мы уже хорошо переставляемся, Антон приловчился к штурвалу и тонко ведет лодку по волнам, искусно прорезая валы, не давая им гасить скорость. Но соперники делают тоже самое и, как правило, вырываются вперед. На одной из стоянок мы даже ныряли и изучали дно: может что зацепилось за киль, ведь даже полиэтиленовый пакет из супермаркета здорово замедляет ход. Киль чистый, даже ракушек нет. А так хотелось списать на них. Хм, Антон, а смотри у этих мачта выше нашей. Кажется.
Последний старт, чувствуются напряжение. Погода отличная, ветер упругий. Поехали. И тут по правому борту дельфины. Это знак. Только вперед. Три часа гонки. Поворачиваем слаженно, Антон сдержанно одобрительно кивает. Сосредоточен, лодку ведет с сильным креном, отрезая волны. Сейчас не до прогулки, все понимают. Соперники уходят за горизонт в сторону, но это ничего не значит.. Просто пошли ва-банк, под сильный ветер. Девчачья лодка тоже уверено идет за нами. Все уже кое-чему научились. Четвертый час гонки. Пора бы фаворитам вынырнуть из-за горизонта, по времени должны повернуть и оказаться впереди нас. Нету. И тут опять этот взгляд шкипера. На горизонте появились две лодки, кажется наши. Но намного дальше, где по расчетам должным были бы быть. Но это не главное- мачты голые, идут на моторе. Хрюкнула рация, говорит судья, оба фаворита порвали паруса, не выдержали они рискованной тактики. Мы первые. Пока. Девчонки нагоняют. Скрепит такелаж, мы делаем большой затяжной поворот. Удаляемся от условного финиша. Продолжаем удаляться. Мы уже стали ориентироваться в тактике хода и поворотов, что-то долго не поворачиваем. Антон отмахивается, рано. Команда на поворот. Выходим на прямую. Лодка девчонок заметно сократила разрыв и уже идет параллельным курсом, проигрывая всего-то пару корпусов (конечно, мы так долго не поворачивали!). Хорошо видно маяк- условный финиш. Финиш. Мы первые! Радости нет предела. Поздравляем друг друга.
Треск рации, говорит главный судья. Так как лодка Ай ти не попала в створ финиша и удалилась от маяка больше чем на четверть мили, победа присуждается лодке девчонок. На борту тишина, все смотрят на Антона, как так??? Шкипер опять отмахивается, ерунда, разберемся, нет таких правил. Молча, но профессионально швартуемся, крепим кранцы. Кто-то предлагает скинуть Антона за борт, успокаиваем друг друга как можем. Против предложения скинуть Антона не возражаем. Молча выпили рому.
-Эй, Ай ти, поздравляем с победой в регате! -на корме стоит шкипер соперников.
-В смысле? Вы же по очкам первые?
-Нет, мы же не финишировали, минус бал, девчонки всегда были последними..., - что то еще долго объясняет про сложную систему подсчетов, а мы ищем глазами Антона.
Он стоит, широко расставив ноги, на пирсе и смотрит вдаль, за горизонт. Прям как в кино, только трубки не хватает.
-Ты знал это исключение при подсчетах?
-Конечно, я ведь когда то их придумывал. Просто жалко девчонок, так хорошо шли. Пересечь финишную прямую я вторым не мог, вот взял правее, пусть технически победят хоть раз. Девочкам надо уступать.
-Антон! Твою ж [цензура]! Да ты ж [цензура]! Ура!!! Мы победили!
Кто-то снова предложил скинуть Антона за борт. Но его уже и след простыл, пошел на яхту к девчонкам, за наградой, наверно.
А вечером было награждение и творческий конкурс, где мы уже честно проиграли девчонкам (хотя если бы я спел песню, которую сочинил на лодке, может было бы иначе, но хватит с нас уже). А назавтра экскурсия по Пизе и фото с башней (как без этого). А после самолет на Мюнхен, где нас ждали новые приключения на знаменитом баварском празднике пива Октоберфесте. Но это уже совсем другая история .
За бортом побережье Тосканы
Ветер рвет паруса что есть мочи.
Наполняются ромом стаканы,
И дельфины победу пророчат.
Лодка кренится, носом ныряет,
Но побежит по волнам все быстрее.
И соперник надежду теряет,
Триколор наш завидев на рее.
А маяк впереди словно страж
Терпеливо нас ждет у марины.
И натужно скрипит такелаж,
Мы вам верим, красавцы-дельфины.
Верим в то, что успех не приходит
Без труда и радения за дело.
И удача лишь тех и находит,
Кто на палубе в шквал стоит смело.
Наша жизнь повороты и крены,
Знаем мы, все они впереди.
И победа нас ждет непременно,
Как у лодки с названьем АйТи.
В. Машанов.
Октябрь, 2014. Тоскана, Италия.