Актуальность выбранной темы усиливается тем фактором, что изучение родословной для многих россиян, в частности, имеющих старообрядческие корни, является проблемой исторической. На протяжении 300 лет старообрядческая церковь испытывала гонения, храмы иметь не позволялось, а в годы послаблений они создавались, но не было священнослужителей. Все это привело к тому, что не велись метрические записи о рождении, смерти прихожан; не совершались и другие требы, например венчания. Соответственно, богатейший материал для исследований попросту не существует. В последнее время много говорят о кризисе старообрядчества. Потомков старообрядцев причисляют к «Иванам, не помнящим родства». К сожалению, в процессе написания работы мы сталкивались с единичными случаями, когда родственники не могут назвать имена своих прабабушек и прадедушек, не говоря уже о более детальном знании своей родословной. Итак, в своей работе мы будем конкретно говорить о фамилии Тюрюхановы. На каком историческом промежутке времени проводились исследования? Как известно, в своих публикациях доктор исторических наук Фирс Федосович Болонев указал, на основе найденных архивных документов, дату прихода «польских колонистов» в Бичуру Забайкальского края – 1768 год. Соответственно временной промежуток составляет 240 лет. Однако мы в своем исследовании попытались заглянуть вглубь исторического промежутка - вплоть до начала раскола православной церкви на Руси. Каковы географические рамки фамилии? Несомненно, что временные рамки определяют и географию предлагаемых исследований. С уверенностью можно сказать, что в период с 1768 года до начала 20 века Тюрюхановы компактно жили в Бичуре Забайкальского края, незначительно мигрируя по тем или иным обстоятельствам по территории России. В связи с дефицитом пахотных земель в начале XX века часть старообрядцев ушла сначала в нерчинские степи, затем дальше, на Амур. Сегодня фамилия Тюрюхановы встречается в Читинской области, одиночные семьи выходцев из Бичуры проживают во Владивостоке, Хабаровске, Комсомольске на Амуре, в Иркутске и Иркутской области, Кемеровской области, Подмосковье, и Германии. Понятно, что такая география является объектом более обширного исследования. Однако в процесс исследования истории фамилии совершенно закономерно возник вопрос: а как оказались Тюрюхановы на Ветке? Поэтому географию исследований пришлось расширить.
Какие методы исследований мы использовали в своей работе? Несомненно, что для подобной работы основным методом является исторический метод, т. к. изучать историю рода невозможно в отрыве от драматических событий, связанных с заселением Сибири в целом и судьбы старообрядчества в частности. Второй метод – гипотетический, основанный на предположении (ввиду отсутствия документов), что все Тюрюхановы ведут свое происхождение от одного рода. Третий метод – анализ имеющихся исторических документов, в частности, анализ почерка. Также мы много расспрашивали наших респондентов, используя метод опроса. И, наконец, мы использовали в своей работе метод генетического анализа. Я думаю, что подобный метод применяется в исследовательских работах школьников впервые. Для этого мы выявили семь групп семей Тюрюхановых не считающих себя родственниками. Затем нами были взяты образцы ДНК по мужской линии. Анализ ДНК осуществлялся в лаборатории популяционной генетики МГНЦ РАМН. Параллельно мы отслеживали все, что связывало генетику Тюрюхановых и историю происхождения фамилии в плане «наложения» результатов анализа на карту современной России. В огне раскола История рода Тюрюхановых неразрывно связана с историей государства российского. Только 600 лет после крещения Руси удалось русской православной церкви прожить в мире и спокойствии. После того, как в руководстве церкви стал амбициозный и властный патриарх Никон, начались так называемые церковные реформы. Предполагалось изменить в привычном для русского христианина богослужении следующие моменты:
Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие,в новых книгах, в соответстствии с новыми греческими канонами, писать и выговаривать имя Спасителя «Иисус», вместо «Исус». В старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца. И многое другое. Казалось бы, формальные изменения, однако, они привели к глобальному расколу русского общества на протяжении более трех столетий, с середины XVII века по настоящее время. Дело усугублялось еще тем, что на помощь Никону прибыл из Греции имеющий плохую репутацию патриарх Макарий, который впоследствии оказался католиком. Не мог благочестивый русский народ пойти на такие сомнительные реформы.
Патриах Никон, заручившись поддержкой царя Алексея Михайловича, изъял из монастырей и храмов священные книги для замены их на новые, греческие. Не согласных священнослужителей бросили в темницы. Первыми мучениками за правую веру были протопопы Иоанн Неронов, Логгин, Даниил, Аввакум и епископ Павел Коломенский. Они были высланы из Москвы в первый год реформаторской деятельности Никона (1653-1654гг.). Потом они были замучены, а протопоп Аввакум пройдя гонения и ссылку в Сибирь, был выслан в Пустозерск и брошен в яму. Но сломить Аввакума и его соратников не удалось, и в 1682 году их подвергли сожжению в срубах. Тысячи исповедников старой истинной веры были брошены в огонь, были разгромлены монастыри и храмы. Только Соловецкий монастырь на Севере восемь лет держал оборону, и когда он пал, в нем были убиты 4оо священнослужителей и монахов. Тысячи исповедников бежали в удаленные лесные пустыни, где их тоже настигали и расправлялись с ними. А царица Софья издала 12 новых статей против старообрядцев, где она постановила бить кнутами даже тех, кто имел дело ними дело. И только при Петре Первом наступило послабление, но сторонников старой веры обложили двойными налогами: за бороду, за возможность служить службу по старым книгам, за возможность передвигаться по стране. Но часть старообрядцев не подчинились и этому. Они бежали, куда была возможность: на Север, в Сибирь, на Дон, в Польшу. Несколько тысяч старообрядцев осели в районе Гомеля, Чернигова и Ветки. В то время там была окраина Российской империи. Там они начали строить монастыри, зажили крепко и спокойно. Крестьяне выращивали хлеб, занимались животноводством, купечество успешно развернуло торговлю с соседними странами и княжествами, в том числе Литовскими, Польскими. Экономическая мощь этой «непризнанной республики» стала беспокоить царя, и он решился на крайние меры: туда были посланы войска. При помощи оружия и многотысячной армии оплот старообрядчества был уничтожен; были сожжены дома старообрядцев, их храмы и монастыри. Тысячи исповедников истинной веры погибли, многие бежали. На несколько лет воцарилось спокойствие, за это время Ветка и другие селения старообрядцев были восстановлены и они снова стали жить спокойно и зажиточно.
Дорога в Сибирь
Придя к власти, Екатерина II повторила выгонку, но уже по-другому. Опять же с помощью оружия и многотысячной армии она отправила старообрядцев на поселение в Сибирь, на Север, в Барабинские степи. И потянулись под дулами ружей обозы в Сибирь. Гнали партиями, где было до 200 человек, в сопровождении солдат и офицера. Говорят, что шли годами, в частности наши предки шли три года, даже хлеб сеяли по дороге. Придя в Иркутск, где в то время была поселенческая контора, партия, где была семья Тюрюхановых, была отправлена на поселение в долину реки Иро. Но по истечению некоторого времени оказалось, что земли там для земледелия малопригодны, ранние заморозки, скудная земля. Испросив разрешения иркутского генерал-губернатора, они переселились в долину Хилка. Отсюда начинаются первые сохранившиеся предания. Тюрюханов Г.Г., бывший директор Бичурской средней школы школы: «мой прадед рассказывал, что они пришли с реки Иро и стали на Хуруте, маленькой речке в окрестностях Бичуры. Хотели строиться, но воды в речке было мало, и решили поискать место получше. С Хурута переехали верхами через перевал (впоследствии Баровский) и увидели селение в несколько домов. Отправили на разведку несколько человек и всё разузнали. Деревня называлась Бичурой и старожилы ее были не против их поселения там». Так в Бичуре появились старообрядцы. Епифан Тюрюханов.
Среди 26 фамилий была одна семья Тюрюхановых в четыре человека, вероятно взрослых. Списки семей сохранились на обороте молельной книги старообрядческого уставщика. Список этот часто упоминается и цитируется, однако увидеть его воочию нам не удалось. Известный исследователь старообрядчества Болонев Ф.Ф. проводя поиски в архивах, обнаружил данные переписи «Верхнеудинского округа Еланской слободы Узколугского ведомства Бичурской деревни» за 1795 год. Там, среди прочих крестьян, числится Терюханов Епифан, с семью душами мужского пола и восемью женского. Больше Терюхановых или Тюрюхановых в списках нет. Обратите внимание: в переписи указана фамилия Терюханов. Что это, ошибка или исконное звучание фамилии? Больше сведений по «ранним» Тюрюхановым нам обнаружить не удалось. Дальнейшие поиски мы начали с нашего времени. Моя мать, урожденная Тюрюханова Лидия Ивановна, родилась в 1925 г., в семье крестьянина Тюрюханова Ивана Кирилловича, 1879 года рождения. В 35 лет он ушел на Первую Мировую, откуда вернулся без глаз, потерял зрение при обороне г. Майкопа. Его отец, Кирилл Васильевич, умер в преклонном возрасте в двадцатых годах; говорили что ему было «за 90». Интересная деталь: уже будучи старым, он сделал себе крест из лиственницы. Этот крест стоял в завозне в течение 20 лет, а после смерти Кирилла Васильевича стоит на его могиле до сих пор. Моя мама на расспросы о её дедушке говорила, что она его не захватила, значит, умер он не позднее 1925 года. Сделаем вывод: Кирилл Васильевич приблизительно 1835- 1840 года рождения. Не зная возраст Епифана Терюханова, указанного в справке, найденной Ф.Ф. Болоневым, можно предположить, что отец Кирилла Василий, скорее всего, был сыном или одним из сыновей Епифана Терюханова. По времени подходит. Но только при условии, что Терюхановы и Тюрюхановы – одна и та же фамилия. В пользу этого аргумента говорит тот факт, что фамилия некоторых семей современных Тюрюхановых в 19 века писалась как Терюханов. Как это доказать? Письменных источников в нашем распоряжении нет. И тогда мы решили прибегнуть к методу генетического анализа ДНК различных групп семей Тюрюхановых. А случай сделать это представился уникальный: энтузиаст изучения генетики своего рода, уроженец с. Потанино Бичурского района Григорьев Денис, автор и администратор сайта Предыстория, сообщил нам о возможности провести генетическое исследование старообрядцев, пришедших в Забайкалье во второй половине 18 века. Ученые получают уникальный материал для исследования генофонда русского народа, а мы – проверяем свою гипотезу. Одновременно станет ясным и тот факт, что в 18 веке в Забайкалье пришла одна семья Тюрюхановых, и все они – кровные родственники. Крест на могиле Кирилла Васильевича Генетическое исследование.
Летом 2008 года мы получили материалы для сбора образцов ДНК. Забор анализа производится довольно просто: герметично упакованными пластмассовыми щеточками берется микрофлора во рту, отдельно за правой и левой щекой. Затем они помещаются в бутылочку с раствором. Все плотно закручивается и отсылается в лабораторию. Анализ образцов ДНК выполнили ученый антрополог, доктор биологических наук, заведующая кафедрой популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра Российской академии медицинских наук Балановская Елена Владимировна и Балановский Олег Павлович, генетик, кандидат биологических наук, научный сотрудник МГНЦ РАМН. Образцы ДНК были взяты у семи групп семей Тюрюхановых по мужской линии, которые не считают себя родственниками. С нетерпением ждали результатов экспертизы, и вот, в конце ноября, получили долгожданный ответ: все образцы идентичны по строению Y-хромосомы! Представленные для анализа ДНК принадлежат людям – ближайшим родственникам. Кроме этого ученые отметили, что исследованные образцы принадлежат к гаплогруппе R1а, её имеют представители большинства славянской группы населения европейской части России. Сделали вывод: Все семьи Тюрюхановых имеют одного общего предка на губине 200-300 лет, и уже известный нам Епифан Терюханов является прямым предком всех Тюрюхановых, проживающих на территории Бичуры и в других областях России.
Теперь разберемся, почему существуют два варианта написания фамилии Тюрюханов и Терюханов. А для начала нужно определиться с происхождением фамилии. Сразу скажем, что при подготовке работы мы изучили много материалов в печати и Интернете, и нигде фамилия Тюрюханов нами встречена не была, кроме как с бичурскими корнями. Так, все Тюрюхановы и Терюхановы, которые есть в Книге памяти репрессированных в годы сталинских репрессий, имеют бичурское происхождение (сайт «Жертвы политического террора в СССР»). Мы обратились в Исследовательский центр «История фамилии», от которого получили ответ, его приводим полностью в приложении. Из ответа следует, что в настоящее время фамилия Тюрюхановы встречается только среди жителей Бурятии, но в Рыбинском районе Ярославской области есть деревни Тюрюханово и Терюханово.
Деревня Терюханово
После долгих поисков в Интернете и по телефону выяснилось следующее: деревни Тюрюханово уже нет, а вот деревня Терюханово существовала до 2007 года, когда там сгорел последний дом. Последними жителями были Горюновы, Соболевы и Балашовы. Все малые деревни в связи со строительством в Октябрьском (Дюдьково) свинокомплекса, распались, жители переехали. Бывшая учительница начальных классов этих мест Порошилова Руфина Федоровна (91 год) сообщила следующее: Я приехала сюда после войны, в 1945 году. Всю жизнь проработала учителем начальных классов. У меня никогда не было учеников Тюрюхановых или Терюхановых; также на территории совхоза «Залесье» жителей с такой фамилией не было. На мой вопрос, а почему так называли деревню Терюханово, она ответила, что раньше, вероятно владельцами земли в этих краях были Терюхановы….
Такой же вопрос мы задали и научному сотруднику Рыбинского исторического музея-заповедника Козлову Александру Борисовичу: «земли в XVIII-XIX веке получали наименование по имени владельцев, помещиков, но вполне вероятно, что топоним остался как указывающий на принадлежность участка крестьянам, свободным хлебопашцам, которые имели или осваивали эту землю…». Здесь мы не будем делать конкретных выводов, а лишь выскажем предположение: основавшие поселение, возможно, были крестьянами-старообрядцами. После Никоновских реформ многие старообрядцы бежали от гонений на север, в Карелию, на западные рубежи России, на Ветку, Гомель, Чернигов. Старообрядчество на Ветке просуществовало примерно сто лет. Т.е., если Тюрюхановы ушли из Ярославля на Ветку, то это произошло на промежутке ста лет до их переселения в Сибирь, что совпадает и с периодом гонений и временем существования деревни, хотя сама деревня известна с XVI века. Многие этнографы, в частности Н.А. Мельхеев замечают, что географические названия живут дольше материальной культуры: уходят народы, свидетельства жизни людей: кости, оружие, монеты, а топонимы остаются. Они гораздо прочнее материальной культуры. Но как образовалась фамилия Тюрюхановы?
Происхождение фамилии
На этот счет у нас есть две версии. Первая: на Волге в древние времена проживала финно-угорская группа – терюхане ; она, в свою очередь получила свое название по тому, что проживала в Терюшевской волости Нижегородской губернии. Может быть быть, фамилия образована от этого ононима, и означала «принадлежащий к роду терюхан» . А Терюхан - имя древнетюркское, оно состоит из двух основ : «Тере» - живой подвижный и «хан» - повелитель, правитель. Но ученые центра исследования фамилий дают еще один вариант толкования фамилии. Она может быть образована как производная от канонического русского имени Терентий (от древнегреческого «старательный») - Терёха,Терюхан, и даже Тюрюхан. По аналогии – Илюхан, Грихан. Различные, даже очень редкие формы многих имен могли возникнуть в разных говорах независимо друг от друга. Мирские имена были запрещены церковью в конце 17 века, многие имена и прозвища стали фамилиями. Так и случилось с фамилией Тюрюхановы и Терюхановы. Но в нашем случае имеются документы, датированные 1795 и 1887 годом, где фамилия значится в форме Терюханов, а вот на рубеже 19 века она становится Тюрюханов и до настоящего времени известна в этой форме. Люди, носящие эти фамилии, входят в исследованную на ДНК группу семей. И было доказано, что это фактически одна семья.
Улица Тюрюхановка (Афанасьева)
Итак на основании проведенных исследований мы выяснили и доказали, что среди старообрядцев, пришедших в Бичуру в 1768 году пришла одна семья Терюхановых; фамилия впоследствии изменилась на Тюрюхановы. Известным на сей день дальним предком Тюрюхановых по мужской линии является Епифан Тюрюханов. Все потомки, носящие эту фамилию, являются ближайшими родственниками, что подтверждает генетический анализ ДНК исследованных групп семей. Данная уникальная фамилия на территории России известна только в Республике Бурятия и у выходцев из Бичуры Республики Бурятия, проживающих в других регионах страны. Мы узнали, что фамилия скорее всего произошла от русского имени Терентий, но не исключено, что она ведет свое происхождение от древнетюркского имени Терюхан. Тюрюхановы являются носителями ДНК гаплогруппы R1а, что указывает на их славянское происхождение. Кроме этого, в результате исследований определился район проживания предков Тюрюхановых на территории Европейской части России. Уникальный антропоним Тюрюханов имеет уникальный топоним Тюрюханово; и , соответственно, Терюханов – Терюханово. Вряд ли такое совпадение случайно. Соотвественно предполагаем, что предки Тюрюхановых пришли в Ветку из Ярославской губернии, Рыбинского уезда, где и находились указанные деревни. Сегодня это территория поселения Октябрьское, бывший совхоз «Залесье», рядом река Волга, Рыбинское водохранилище. Места равнинные, покрыты смешанным лесом. Мы взглянули на Терюханово со спутника в программе Google Maps - это равнина, заросшая лесом, и, увы, тоже увидели покрытые бурьяном поля. Как в пословице – «быльём поросло».
Итак, подведем итог. В данном исследовании я со своей ученицей Наташей Титовой попытались заглянуть в свою родословную по материнской линии. Несомненно, нам хотелось узнать и историю происхождения фамилии Тюрюхановы. Фамилия эта оказалась уникальной на огромной площади нашей страны. Мы установили прямых потомков по мужской линии вплоть до конца 18 века, т.е. на глубину 200 лет. Оказалось, что от Епифана Терюханова Наташа находится на удалении восьми поколений. Мы отследили путь наших предков по территории России более чем за 240 лет. Мы нашли предполагаемое родовое гнездо Тюрюхановых на Ярославской земле. Однако объём школьной научной научной работы не позволяет нам включить в исследование генеологическое древо, ввиду большого количества материала по этому вопросу и незавершенности поиска.
240 лет здесь живут Тюрюхановы
Дмитрий Андронов, учитель, с. Бичура
Комментариев: 21
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
Тюрюханов Иван Антономович,проживал в с.Ушоты,Хилокского р-на,Читинской обл.Репрессирован.Мой дед.Моя мама родилась на р. Шилка,потом переехали в с.Ушоты.Тюрюханов Георгий Иванович,мой дядя,проживал в с.Хохотуй,Петровск-Забайкальского р-на, Читинской обл.Фронтовик,Умер в мае 2009г.Его сын Анаталой проживает там же в отцовском доме.
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
офигеть! я - потомок Епифана Тюрюханова
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
Мой отец Тюрюханов Демьян Анкудинович родом из Бичуры 1916 гр
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
У моего отца Терюханова Константина Ильича,родившегося в селе Веденово амурской Области осталось много родни.Связи с которыми к сожалению не имею.
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
Буквально 5 минут назад узнал,что отчество деда Ильи Перфильевич,родом из бурятии.Старший брат расказывал,что слышал от деда как они плыли на плотах. И поселились в Амурской области Стонция Орга село Веденово.Кстати все родственники оставшиеся в Веденово ,имеют фамилию Тюрюханов.очень хотелось бы связаться с создателем сайта!
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
Мой дед Тюрюханов Георгий Петрович, 1936 года рождения в с.Хохотуй,Петровс к-Забайкальского р-на, Читинской обл, и проживал на Станции Бада, c 1964 по 2008 проживал в городе Усть-Куте Иркутской области!
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
Здравствуй Руслан!Тюрюханов Петр Иванович мой дядя!Он погиб в автокатастрофе на жд. переезде с.Ушоты.Твой дед, Георгий Петрович,получается мой двоюродный брат.Я проживаю в г.Зеленогорске,Красноярского края.Напиши о себе подробнее.Кого из родственников знаешь в Хохотуе,Баде.Адреc:hoho1959@Yandex/ru
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
Привет родне! Интересно узнать свое родословное древо. Есть кто знает китайский язык?
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
Тюрюханова Агафья Фоминична 1927 г.р., моя бабушка, жила в селе Тарбогатай Амурской обл. Потом село снесли, а людей расселили в село Новое и др. У неё были старшие сёстры Феодосия и Ирина и много братьев. Их имён я не знаю. Некоторые погибли на войне, а кто-то пропал безвести.
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
Короче чё париться?) Мы все родственники :lol:
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
Есть еще какие-либо сведения? Возраст, где жил (живет) в Бичуре?
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
больше она не знает т.к.маленькая совсем была.еще она помнит что вроде бы в малетинском детдоме работала ее тетя поля у нее сын владимир к сожалению фамилии она не знает.еще ей в дет.дом приходило письмо от сафоновой анны с петровск-забайкальска но кто она она не знает
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
всем привет а кто нибудь знает тюрюханова евстегнея?или его родственников?
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
Вопросы автору: 1)каким образом "польские" старообрядцы были в Бичуре в 1768 году, если первый раздел Польши, после которого и началось насильственное переселение старообрядцев в Сибирь, было - в 1773г?2)В первую мировую войну, фронт не доходил до Майкопа, только до Саракамыша. Соответственно, ваш предок не мог потерять зрение "при обороне Майкопа".3)коль все Тюрюхановы (исследованные на ДНК)являются носителями гаплогруппы -R1a, то в принципе, не могут происходить от финно-угорского племени "терюхане", имеющих совершенно иную гаплогруппу.
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
Всем Тюрюхановым! Пишите на адрес andronov54@mail.ru. Андронову Дмитрию Анатольевичу.Искателю.1.Думаю, вам надо разделить понятие "раздел Польши" Австрией, Пруссией и Францией, в котором принимала участие русская армия и "локальная" миссия генерала Маслова, по изгнанию из Ветки старообрядцев и насильственному выдворению их в Сибирь. Датируется вторая выгонка 1764 годом, т.е. за 8 лет до раздела. Положение РП в то время позволяло ввести "ограниченный контингент", дабы разобраться с соотечественниками за рубежом. Исходя из даты 1764 их появление в Бичуре в 1768 г. выглядит совершенно естественно.Хотя, в изученных материалах на этот счет много неясностей. Говорил об этом и П.А. Ровинский.
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
2. Здесь я допустил неточность. Основываясь на рассказах моей бабушки, следовало бы более точно передать их смысл: дед был доставлен в Бичуру после тяжелого ранения в оба глаза нарочным солдатом "...ИЗ-ПОД МАЙКОПА..."Скорее всего вы правы, возможно там был госпиталь или пересыльный пункт для раненых.3. Могут. Косвенно. К примеру это были носители R1a, (Ивановы, Петровы...)но компактно жившие среди финно-угорского населения. Есть совершенно удивительный пример. Известный в Ветке пан Халецкий имел людей из старообрядцев в работниках, коих и звали Халецкими. Потомки Халецких, Бельских до сих пор живут в Бичуре, хотя отношения к полякам (генетического) не имеют.В период становления и "огосударствления" понятия "фамилия" это было неизбежно.
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
Привет родственникам!)Я внучка Тюрюханова Георгия Петровича, 1936 года рождения. (Сестра Руслана :-) )
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
Бичура входила до 1936 года в состав Читинской области. Возможно, Евстигней из тех Тюрюхановых, которые ушли из Бичуры в конце 19 и начале 20 века вверх по Хилку и далее на восток. Они поселились в Хилке, Баде, Нерчинске и других местах Забайкалья и по Амуру. Можно посмотреть документы: паспорт, свидетельства о рождении, различные справки,возможно есть сведения и в ЗАГСЕ. Помнить могут и соседи преклонного возраста, родственники.Попробуйте поискать!
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
всем привет,кто-нибудь знает о селе дондо-Киреть, тма жил такой Зангеев Валерий Бальжинович,кто знает, отзовитесь пожалуйста
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
Здравствуйте братья и сёстры Эрзяне (Славяне, Руссы). Мы все происходим от одного рода, но мы забыли свои корни. За 1000 лет с + иуда-христианская (греческая) религия рабов превратила нас в гоев и изгоев (рабы и предатели). Пора просыпаться братья и сёстры! К.П. Петров, Н.В. Левашов и др. («КОБ», «Зримый и незримый геноцид» YOUTUBE и др…)
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.
Всем Тюрюхановым, всем родственникам, привет! Моя бабушка Тюрюханова Степанида Андреевна 1914 года рождения (в девичестве, а также по первому мужу - Тюрюханову Василию) проживала в Баде. Где родилась - не знаю точно. Знаю, что из семейских была.
Приятно узнавать о своих корнях и ещё раз убеждаться, что наш мир - большой общий дом.
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.