В заголовок я вынес выписку из статистических данных по населенным пунктам Западного Забайкалья 1896 года. Коротко прокомментирую цифры, которые опубликованы Н.А. Крюковым в работе «Западное Забайкалье в сельскохозяйственном отношении», изданной тогда в Санкт-Петербурге.
Итак, село Новобичура - это крупное поселение староверов имело на тот год 760 дворов, 5000 душ населения, из них мужчин 17-55 лет, т.е. самого работоспособного возраста 1198 человек. Ежегодно посевы составляли 4110 десятин, да столько же поднималось паров, таким образом, пашня занимала свыше 8200 десятин. Плюс приусадебные огороды занимали 760 гектаров - было чем заняться крестьянам.
В собственности бичурян имелось 2218 лошадей, почти столько же голов крупного рогатого скота и другая живность. Люди исправно платили денежные и прочие повинности.
Протокол общего собрания Кяхтинского отделения Русского Географического Общества от 28 октября 1894 года на странице 5 поместил доклад известного тогда исследователя Ю. Талько-Грынцевича под названием «Семейские (старообрядцы) в Забайкалье». Я сделаю попытку дать коротко основные положения его и прокомментировать, сравнить с другими документами. Начнем со страницы о бичурянах. «Третья партия семейских, вышедшая в 1755 году с родины, шла три года и в 1758 году прибыла в Иркутск. Она состояла из 26 семейств и 70 душ. Сначала поселилась на реке Иро, где жила 9 лет, но вследствие сильных морозов перешла на реку Хилок и там основала теперешнее село Бичуру». Далее посмотрим, что пишет нынешний исследователь семейских, доктор исторических наук Ф.Ф. Болонев. «О новопоселенных в Бичуре в документе сказано: «Бичюрской деревне поселенные крестьяне-старообрядцы объявили следующее - переселены мы в прошлом 1767 году из Польши, с лежащих в оной рек Сожи и Боха, городов Гоми и Хмельника, мужеска пола 186 и женска 185 душ». Старообрядцы были поселены в двух верстах от православных» (Болонев Ф.Ф. «Семейские», г. Улан-Удэ, 1992, стр. 52). Далее читаем там же: «...По мнению самих бичурян, перешли сами (из Иро) на речку Бичуру в Бичурскую деревню. Это случилось в 1768 году». На той же странице ниже смотрим: «При переселении из Польши их численность достигала 70 душ мужского и 66 душ женского пола».
Итак, более подробные данные Ф.Ф. Болонева ставят все на свои места: и дату, и количество людей, и, самое главное - на речке Бичуре уже стояла деревня, где жили православные. Старообрядцы же основали Новую Бичуру, которая в статданных Западного Забайкалья Н.А. Крюкова от 1896 года называется Новобичура. Но продолжим путешествие по докладу Ю. Талько-Грынцевича: «В Бичуре семейские нашли и православных сибиряков, значительно обурятившихся... Борьба с ними за землю была тяжелая и продолжительная, потребовала даже вмешательство властей. Но, в конце концов, сила кулака одержала перевес, и земля осталась за пришельцами».
На странице четырнадцать доклада Ю. Талько-Грынцевич перечисляет фамилии новопоселенных староверов, о них читатель уже знает. Но вот некоторые данные его расходятся с цифрами Н.А. Крюкова. Талько-Грынцевич опубликовал доклад на два года раньше Крюкова, а разница их большая. Так, 11 страница доклада Ю. Талько-Грынцевича гласит: «В настоящее время через 116 лет от своего основания Бичура имеет 700 домов, тянется на 11 верст и имеет свыше 3000 населения, одних душ мужского пола до 2400 человек».
Я считаю, что данные по численности населения у докладчика были неверными, что он почти и опроверг их своей последней цифрой - 2400 человек мужского пола. Прибавьте к ним столько же душ женского пола - получите 5000 населения, что соответствует статистике Н.А. Крюкова от 1896 года (Кяхтинский краеведческий музеи им. Обручева, отдел редких книг).
В Бичуре семейские выстроили себе церковь, которая у них была отнята в 1850 году и стояла в запустении до 1883 года, утверждается в докладе. И читаем далее: «Хоронят семейские своих покойников ночью. Это соблюдается при других религиозных обрядах». Откуда взял этот факт Ю. Талько-Грынцевич не указано. Но далее на странице 23 он весьма похвально отзывается о Бичуре и ее обитателях. «В 1893 году в округе Бичуры работало 83 мельницы». Как раз в это время Бичура стала центром участка, в который входило 5 волостей: Бичурская, Еланская, Малокуналейская, Малетинская и Окино-Ключевская - в них-то и в совокупности имелись эти мельницы - кормилицы крестьян. «Характерная черта семейских - славянское хлебосольство. Они дружны и в управлении своими общественными делами. Нищих среди них почти не встречается. Семейские - одна из самых чистых ветвей великорусского племени», - заключает Ю. Талько-Грынцевич.
Кяхтинский краеведческий музей, отдел редких книг, (Протокол РГО от 28 октября 1894 года).
И. Истомин,
Внештатный корр.газеты «Бичурский хлебороб»
с. Елань.
Комментариев: 0
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.