Возврат на главную страницу

 

Улан-Батор

   Я представлял себе столицу Монголии небольшим городком в окружении юрт. Нас встретил почти полуторамиллионный город в стиле хай-тэк. Чтобы обозреть с воздуха столицу, мы планировали поднять в воздух квадрокоптер и сделать снимки мегаполиса. Однако ночью прошёл дождь, погода была нелётная и мы двинулись в парк развлечений, который был рядом. Дети увлеклись аттракционами, я решил поснимать отдыхающих местных жителей, чтобы в будущем сделать тематическую подборку фотографий «Монголия в лицах». К обеду разведрилось, и мы решили прокатиться на колесе обозрения. С высоты небоскрёба открылась панорама современного города. Погруженный в дымку, на фоне лесистых сопок, Улан-Батор лежал под нами словно в задумчивости. Высотки бизнес-центров отсвечивали разноцветными стёклами. Когда мы снизились, то увидели потоки машин и массу горожан, отдыхающих или куда-то спешащих. Мы щёлкали фотоаппаратами непрерывно и сделали не менее сотни снимков. Таким образом, надобность в полёте квадрокоптера отпала. Наш очередной обед в Монголии грозил превратить поездку из познавательной в гастрономическую. Порции были огромными, мясо (а оно преобладало) было ароматным. Воспоминания о бухлёре до сих пор волнуют как душу, так и желудок. Справедливости ради надо отметить, что монголы для приготовления блюд используют и овощи. В ходу картофель, морковка, капуста, пряности и некоторые овощи, название которых я не знаю. По дороге в столицу мы встречали грузовики, гружёные овощами. Ближе к Улан-Батору увидели обширные тепличные хозяйства, снабженные солнечными батареями. Видели и поля, засеянные рапсом и поля под паром. Зерновых и сенокосных угодий по дороге не встретили. Разнообразие мясных, молочных и растительных продуктов можно оценить на первом этаже ЦУМа – центрального универмага Улан-Батора. Я прошёлся вдоль прилавков как по музею, фотографируя для интереса продукты и их ценники. В переводе на рубли капуста – 32 руб. за килограмм, лук 35 руб, помидоры и картофель – в пределах 100 рублей за килограмм, говядина в зависимости от сорта 200-250 рублей. Внешне товар выглядит свежим и качественным. Молоко можно купить как в тетрапаках, так и в розлив, для чего в витринах стоят 40-литровые канистры с черпаками. Молочных продуктов здесь великое разнообразие, и цены на них умеренные. Если окажетесь в Монголии, обязательно купите тараг – кисломолочный продукт типа нашего кефира или ряженки, очень и очень вкусный. Тараг стал нашим любимым напитком на всю поездку. В гастрономическом отделе ЦУМа мы разговорились с покупателем Сансаром, приятным молодым человеком 1984 года рождения, он помог нам отыскать на прилавке монгольский цай – чай в пакетиках. Сансар хорошо говорит и читает по-русски, был в Москве, Питере, Владивостоке, Иркутске и Улан-Удэ. Очевидно было его желание пообщаться с россиянами, узнать новости из России. В другой стране от таких неожиданных встреч остаётся приятное впечатление.

 

Статуя Чингисхана в Цонжин Болдоге

На следующее утро мы мчали в Цонжин Болдог. Выехали рано, чтобы избежать пробок. Дорога шла по окраине города. Слева и справа возвышались коробки жилых комплексов, еще не заселённые. Сколько здесь поселится горожан? Видно, что население Улан-Батора прибавляется целыми микрорайонами и скоро приблизится к 2 миллионам. По правую руку мы увидели международный аэропорт, и дорога пересекла широкую автостраду, ведущую на юг. Это новая дорога в Китай, и её скоро запустят в эксплуатацию. Мы повернули на северо-восток и поехали по голой степной долине с остроконечными сопками. Дорога шла вдоль реки Туул, и снова мы видели юрты, жмушиеся к воде, скот и массу авто. Но вот, неожиданно, мы увидели над сопками белые столбы с пропеллерами. Насчитали их около тридцати. Как в последствии узнали, это еще одна экологическая тема правительства Монголии - развитие альтернативной энергетики. Оно считает, что благодаря этой ветроэнергетической ферме страна сэкономит 120 000 тонн угля, не даст попасть в атмосферу 180 000 тонн углекислого газа и сбережет 1 600 000 тонн воды. В реализации проекта участвовали монгольские и шотландские компании. Что ж, разумный и перспективный проект!

   А дорога между тем вьётся по долине меж сопок, и я внимательно рассматриваю Монголию, делюсь по рации впечатлениями. Иногда попадаются советские автомобили. Техническую революцию тут, пожалуй, пережили единицы. Впечатлил окрашенный белой краской Зил водовоз, да гаишный «Урал» вахтовка стоящий на перекрёстке. У поста ГАИ мы притормозили, и к нам неожиданно побежали навстречу местные жители. Они держали в руках стеклянные банки с ягодой. Это была красная и черная смородина. В таких местах можно купить молочные продукты, овощи и арбузы. В одном месте у дороги стояли немолодые монголы с вёдрами грибов. По виду это были белые.  Для привлечения туристов предприимчивые монголы ловят редких хищных птиц. Они привязывают их к невысоким столбам на шнур. Туристу, пожелавшему сфотографироваться, например с грифом в руках, надевают кожаный нарукавник для безопасности. Фото с хищником на вытянутой руке можно часто видеть в интернете. Я пожалел несчастных пленников. Они были неопрятны, взъерошены и явно тяготились своим положением. А рядом на привязи – верблюды. Надменно вытянув морды, они дремали, словно таксисты, в ожидании пассажиров.

    Артём, уже бывавший в этих краях, предупредил, что скоро мы увидим статую Чингисхана. И действительно, въехав на очередной перевал, в долине, на холме мы увидели величественную скульптуру. На огромном сооружении с колоннами, похожем на торт, стоял сияющий сталью всадник на коне. Даже с расстояния нескольких километров он поражал воображение. Стоявшие в округе юрты были похожи на мелкие пуговицы в сравнении с грандиозным сооружением. Мы въехали на территорию через помпезные ворота арку. Темучжин возвышался теперь над нами высоко в небе, поражая своим величием. Высота статуи 40 метров, а скульптура коня является самой большой в мире. Одной нержавейки на статую ушло 250 тонн! Признаюсь, мы запланировали облет статуи на квадрокоптере. Сложность заключалась в том, что нам было неизвестно, как к этому отнесётся охрана комплекса. Однако, вскоре мы увидели в небе автожир – простенький двухместный вертолёт. Он кружил над памятником и было ясно, что оператор вёл съёмку. Возможно, это были телевизионщики. Однако дул   сильный ветер, и мы воздержались от полёта. Поднявшись по длинной лестнице к зданию, вошли внутрь помещения. В круглом фойе увидели герб Монголии в золочёной раме и шестиметровый гутул – монгольский сапог с загнутым носком. Он был обтянут красной кожей и инкрустирован золотым орнаментом. Круговая лестница вела на второй этаж. Сразу же запахло чем-то вкусным. Я узнал запах бухлёра. Захотелось есть, но мы уже поднимались по узкой лестнице куда-то вверх. Потом я узнал, что мы поднимались по лестнице, устроенной в хвосте лошади. Хотя, могли воспользоваться и лифтом. Наконец мы оказались в небольшом фойе и вышли на воздух. Это была смотровая площадка, расположенная на голове лошади. Отсюда открылся великолепный вид на окружающие степи, горы и реку Туул. С нами рядом стояли иностранцы и восторженно показывали куда-то вдаль. Полюбовавшись пейзажем и развернувшись, совсем рядом увидели, собственно, хозяина коня. Железный Темучжин сидел перед нами и свирепо глядел в степь. У него в руке был золотой бич. По преданию молодой Темучжин нашел его именно на этом холме. Находка определила дальнейшую судьбу хана. Впечатлённые увиденным, мы спустились в цокольный этаж, где располагался исторический музей. В полумраке был воссоздан быт монголов 13-го века. Мы рассмотрели внутреннее убранство юрт кочевников разного сословия. Меня впечатлила статуя монгола, ведущего за уздцы яка, который был запряжен в арбу. Я сфотографировал колесо, которое коренным образом отличалось от известных мне конструкций деревянных колёс. Молодая монголка и её дочь рассматривали муляж пожилого монгола, изображавшего сбивание масла. Девочка нажала кнопку, прикреплённую к войлоку юрты, и монгол начал интенсивно двигать пестиком, изображая сбивание масла. На стенах много познавательной информации, но она на монгольском языке и практически не доступна для понимания. Мы вышли из музея и решили взлететь на квадрокоптере.         Погода улучшилась, но была переменная облачность. Дроном управлял внук Рома. Понимая риск такого мероприятия в чужой стране, полёт и съёмки он выполнил быстро и аккуратно. Однако после возвращения и посадки дрона к нам подошел сотрудник охраны комплекса и что-то стал объяснять нам, показывая на аппарат.  Из его монолога мы поняли только английское «делит» - удалить. Мы с пониманием отнеслись к просьбе и упаковали квадрик в сумку. Монгол одобрительно сказал – «Окей!» Уникальное видео пролёта над статуей и снимки с высоты пополнили наши фото и видео трофеи в Монголии. Следует отметить, что туристический комплекс в полном объёме еще не достроен. Не обустроена территория, успела развалиться главная лестница, не посажены тысяча деревьев. В степи, рядом с комплексом, планируется разместить войско Чингисхана, а иначе какой он хан без войска? Для этой цели рядом построен завод по производству терракотовых воинов. В авангарде войска пойдут сотники, и за 50 000 долларов можно поместить свою скульптуру во главе войска Чингисхана. Торопитесь, мест не так много. А мы уже едем в Тэрэлж…

Д. Андронов

Фото с квадрокоптера - Роман Андронов

Комментариев: 1

Андронов Олег 22.10.2019 16:43 #

👍👍👍

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.