Возврат на главную страницу

   Ветер времени унёс в прошлое людей, сновавших тут в житейской суете: их избы, строения, оставив в неприкосновенности лишь землю да человеческую память…

   У этого места на улице Афанасьева – интересная история. Ныне -обычная усадьба с двухквартирным домом, на пересечении с проулком. Да и в далёкую старину она была просто усадьбой. Жили здесь обычные семейские, если их так можно назвать. Занимались крестьянским трудом: хлебопашеством, огородничеством, гоняли ямщину, ходили на прииск. Братья Ткачёвы, Тюрюхановы, став на ноги, срубили под горой крепкие пятистенки, построили в дополнение к ним зимовья, амбары, завозни и бани. Земля тут не ахти – суглинок, но упорным трудом нарастили почти полуметровый слой чернозёма, и земля стала давать всё, что хочешь – и картофель и любой другой овощ. Благополучию трудовой жизни помешала революция – коллективизация разрушила привычный крестьянский уклад; с ярмом кулака потянулись обозы на поселение, а кто уехал по этапу - в Магадан, на Колыму.

   Осип Ткачёв не стал ждать раскулачивания, запряг лошадей и рванул на запад, осел под Иркутском. В его просторном пятистенке разместилась контора колхоза «Красное знамя труда». А через дорогу, в опустевших огородах председатель запланировал строить роддом, да вот сил у колхоза было маловато, и решил обойтись «малой кровью» - перевезли с Казачьей улицы кулацкую двухэтажку. За правлением, в глубине ткачёвской усадьбы разместились просторные сад-ясли, здание выстроили типовое, под железной крышей. Чуть выше по улице к освободившемуся во время коллективизации пятистенку сделали пристрой и получился клуб – для поднятия боевого духа колхозников. Гремел по вечерам духовой оркестр – председатель Е. Л. Петров, будучи депутатом Верховного Совета СССР, пользуясь своими полномочиями, «выписал» его непосредственно в Министерстве культуры СССР. 
   Колхоз стал многоотраслевым хозяйством. Сеяли хлеб, доили коров, выращивали свиней, уток, гусей, качали мёд на колхозной пасеке, заложили плодово-ягодный сад. В Бичуру стали наведываться гости, чтобы перенять опыт производства, посмотреть новую жизнь колхозников. Вместе с гостями, естественно, наведывалась и пишущая братия – журналисты. В памяти осталась Зинаида Веснина – её снимки встречаются в альбомах бичурян, она не гнушалась сделать приятное простым людям. По рассказам Меланьи Евсеевны Тюрюхановой корреспонденты наведывались часто, фотографировали как производственный процесс, так и колхозников. Останавливались, как правило, тут же, в Тюрюхановке, ведь гостиницы в то время не было.  
   Я рассматриваю уникальный снимок, где фотограф запечатлел чаёвку в семейском доме. В компании с хозяевами сидит московский фотограф. Умиляет, как накрыт стол: на клеёнке громоздится медный самовар, кувшин с молоком и на тарелке - пирожки. Хозяин, а это Тюрюханов Кирилл Васильевич, агроном-семеновод колхоза - в кадре справа. Фотограф передал простоту и безмятежность утренней трапезы. На другом снимке фотограф отобразил момент обмена опытом: женщины в бурятских национальных костюмах беседуют с семейскими женщинами прямо на поле, выражение лиц выдает необычность обстановки. 


   В 2017 году Павел Молчанов, работая а архиве, наткнулся на снимки, где изображен колхозный роддом, о котором я упоминал выше. На обороте одного из них среди сопутствующих архивным документам штампов и надписей упомянуто имя фотографа: «В. Руйкович». «Пробить» корреспондента в сети не составило труда. 


   Виктор Авксентьевич Руйкович – корреспондент журнала «Советский Союз», выдающийся советский фотожурналист, человек с неординарной биографией. Родился в Москве в 1907 году в семье шляхтича Авксентия Руйковича, снимать начал в 8 лет фотоаппаратом Kodak Braun. Свою журналистскую деятельность начал в 1934 году репортёром в журнале «Огонёк», сотрудничал в газетах «Правда», «Известия», «Рабочая Москва», «Moscov News».  Он учился у мэтров советской фотографии Александра Родченко, Максима Альперта, Аркадия Шайхета. 
В 1937- 1938 годах Виктора Руйковича и его друга Георгия Липскерова командировали снимать Бурят-Монгольскую АССР для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (впоследствии ВДНХ).
   С ноября 1941 года военный спецкор армейской газеты «За Родину», кавалер орденов Красной Звезды и Отечественной войны. Руйкович был человеком принципиальным и не склонным к приукрашиванию действительности. 
В 1958 году разразился большой скандал. По заданию редакции журнала «Советский Союз», он несколько дней провёл в станице Вёшенской, снимая М. А. Шолохова. Результатом этой работы стала великолепная серия снимков знаменитого писателя. Однако… гений советской прозы предстал перед читателем главного журнала страны таким, каким он был на самом деле: простым и обаятельным человеком, в телогрейке, небритым, в сапогах.  На снимках Михаил Александрович охотился на уток, тянул невод, поднимал за столом рюмку, был «подшофе» среди односельчан и утром с похмелья. 
   Поразительно, но снимки эти были опубликованы! Как результат – разгромное постановление ЦК КПСС: «Об ошибках в оформлении журнала «Советский Союз». Журналиста признали «идеологически неподкованным», «безответственным» и уволили. Вскоре скандал затихает, спасло его, как ни странно, то, что он никогда не был членом партии. 
   Но в 1971 году за публикацию эротической фотографии «Три нимфы» в одном из немецких журналов из «Советского Союза» его снова увольняют. Ах так? И он уезжает в горы, ведь горы и альпинизм – его привязанность на всю жизнь. 
Он объехал со своей «Лейкой» нашу необъятную страну, сделав тысячи снимков советских людей. Бывал на заводах, в колхозах, в рыбацких артелях, на ткацких фабриках. Он запечатлел людей такими, какими он их видел: простыми и без прикрас. Снимал и необыкновенных людей, героев своего времени: Г. К. Жукова, Ю. А. Гагарина, скульптора С. Коненкова, Л. Чурсину, Долорес Ибарурри, Индиру Ганди, Евгения Чазова, Б. Пастернака, В. Соловьёва-Седого и других. Портреты опубликованы в Интернете и их можно посмотреть. Виктор Руйкович был светлым человеком, оптимистом и жизнелюбом. 
    На снимке роддома много интересного. Мы видим молодых мам- колхозниц, пришедших на профосмотр со своими малышами, медиков- акушерок, среди которых Андронова Клавдия Семёновна, моя бабушка. На второй этаж ведёт крутая дощатая лестница, видны балясины веранды. Колхозный роддом не впечатлит современного человека, но в довоенное время это был, несомненно, шаг вперёд. На переднем плане обкомовская «эмка» - ГАЗ -М1 с открытым верхом, в то время корреспондент журнала «Советский Союз для Бурятии был высокопоставленным гостем, его сопровождал представитель Бурятского обкома ВКП(б). На заднем плане уже заброшенный «кулацкий» амбар, и одинокое дерево. По воспоминаниям старожилов улицы это липа, которую посадил в середине тридцатых годов колхозный агроном. Если посмотреть внимательно, под липой мы увидим …улей! Моя мама рассказывала, что весной от липы исходил потрясающий аромат, и пчёлы гудели над ней даже ночью. Какой же вы молодец, Виктор Авксентьевич, что оставил нам такой бесценный подарок в виде этой фотографии!
   Однажды его спросили: - Почему фотографы живут долго?
- Я никогда в жизни не курил, любил женщин и свободу. Меня ни одна собака, даже самая злая, никогда в жизни не кусала. Собаки меня только облизывают…
   Таланантливый фотожурналист В. Руйкович прожил большую, достойную и интересную жизнь. Умер он в Москве, 20 ноября 2003 года в возрасте 96 лет. До последнего времени он плодотворно работал, собирался сделать очередную фотовыставку, много снимал и общался с молодёжью.
Из некролога:


   «…Ему, как воздух, было необходимо общение. Он всегда стремился узнать последние фотографические новости, поэтому посещал все значительные фотоакции в Москве. Он очень обижался, когда про него забывали. Руйкович заряжал всех нас своей энергией и поражал своим непосредственным, в чем-то детским, восприятием мира. Он был неуемный и несгибаемый…».
   На этом месте в Тюрюхановке уже давно стоят другие дома, живут другие жители. Ветер времени унёс в прошлое людей, сновавших тут в житейской суете, их избы, строения, оставив в неприкосновенности лишь землю да человеческую память. Но и она имеет свойство стираться, ветшать. Сегодня мы с вами приоткрыли занавес в окне нашей истории и всего лишь пошевелили её странички… 

Г.Липскеров в Бурят-Монголии.   

   Здание роддома в середине 60-х годов перевезли на территорию Бичурской восьмилетней школы № 3, где оно использовалось как мастерская для уроков технологии. Проезжая по проулку, можно было видеть балясины веранды на втором этаже здания. Впоследствии здание, в котором родился я и многие мои ровесники, разобрали на дрова.
    На снимках: Завтрак в Бичуре. Слева направо: Катя Тюрюханова, фотокорреспондент В.А. Руйкович, представитель обкома ВКП(б), Тюрюханов К. В. - колхозный агроном. Фото Георгия Липскерова(?)
   В.А. Руйкович в молодые годы

   В.А. Руйкович в преклонные годы
   Роддом колхоза «Красное знамя труда», фото В. Руйковича, 1938 год.

Д. Андронов
 

Комментариев: 2

Виктор 02.01.2022 22:47 #

Архивное фото родильного дома предвоенной поры дало импульс к интересному исследованию.
Результатом которого стало установление
имен участников давних событий, а так же деталей и обстоятельств.

Судьбы человеческие, как элементы исторических полотен, скрепляют, объединяют историю с географией, прошлое с настоящим и наполняют
пространственно-временной континуум сущностью.
Фотограф исполняет священную миссию фиксации этой сущности в портретах участников событий, в изображении материального воплощения человеческой деятельности в архитектуре, в технике, в искусстве, а также повествовании о явлениях общественной жизни.

Андронов Дмитрий 12.01.2022 23:07 #

Эка, загнул, друг. Меня часто спрашивают, чем делал тот или иной снимок. Отвечаю просто: - Вот этим указательным пальцем, нажимая на кнопку затвора (исполняя священную миссию фиксации) )))

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить сообщение.